Срок амортизации автомобиля.  Российский бухгалтер

Если организация приобрела автомобиль для длительного использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг и не планирует его последующую перепродажу, его необходимо амортизировать в бухгалтерском учете (п.п. 4 , 17 ПБУ 6/01). А если его первоначальная стоимость в налоговом учете еще и превышает 100 000 рублей, объект будет амортизироваться также в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 256 НК РФ). О порядке амортизации автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете расскажем в нашей консультации.

Когда начинаем амортизировать автомобиль

В бухгалтерском учете амортизация машины начинают начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия ее к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01). Напомним, что к учету основные средства принимаются следующей записью (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

Дебет счета 01 «Основные средства» - Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»

В налоговом учете амортизационные расходы на автомобиль начинают признаваться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Обращаем внимание, что факт регистрации автомобиля в органах ГИБДД для начисления амортизации значения не имеет (Письмо Минфина от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303).

Определяем срок полезного использования

Срок полезного использования (СПИ) автомобиля - это период времени, в течение которого автомобиль, как предполагается, будет приносить экономические выгоды организации (п. 4 ПБУ 6/01). Исходя из СПИ определяется сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

В налоговом учете СПИ устанавливается Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1 , п. 1 ст. 258 НК РФ).

К каким амортизационным группам относятся автомобили, мы рассказывали в нашей .

Так, например, легковые автомобили с рабочим объемом двигателя не более 3,5л относятся к III-ей амортизационной группе. Следовательно, при расчете амортизации легкового автомобиля срок полезного использования может быть выбран организацией в диапазоне, начиная с 37 месяцев и до 60 месяцев включительно.

В бухгалтерском учете СПИ устанавливается организацией самостоятельно с учетом ожидаемого срока использования автомобиля, физического износа и иных факторов (п. 20 ПБУ 6/01). При этом бухгалтерский СПИ может быть установлен аналогично сроку в налоговом учете.

Выбираем способ амортизации

Организация самостоятельно, как в бухгалтерском, так и в налоговом учете может выбрать способ начисления амортизации по автомобилю.

В бухгалтерском учете допускаются такие (

Ответ

Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.

Большая часть легковых автомобилей относится к основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).

В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.

Обоснование

Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).

Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили (легковые малого класса для инвалидов, код ОКОФ 310.29.10.24)

Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили легковые большого класса ((с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса, код ОКОФ 310.29.10.24).

Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?

Нормативные документы применяют это понятие (например, ОКОФ, ), но не определяют его значение. В Письме УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@ указывается на отсутствие значение термина "Автомобили легковые высшего класса" и рекомендуется применять Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 "О классификации автотранспортных средств". В то же время, в последнем письме нет четких критериев отнесения автомобилей к тому или иному классу. В нем указывается только на признаки, которые при этом должны быть учтены.

По моему мнению, в отсутствие четкой нормативной базы, можно использовать международную классификацию автомобилей. Всего выделяется шесть классов A,B,C,D,E, F. Из них к высшему классу относится класс F ("люкс", "представительский класс"):

Класс мини (А) - малогабаритные автомобили, длиною не более 3,6 м, и шириною не более - 1,6 м.

Малый класс (В) - малогабаритные автомобили длиной 3,6 - 3,9 м, шириной 1,5 - 1,7 м.

Низший средний класс (С). Длина автомобиля 3,9 - 4,4 м, ширина - 1,6-1,75 м.

Средний класс (D) - длина 4,4 - 4,7 м, ширина 1,7 - 1,8 м.

Верхний средний класс (Е) ("бизнес-класс"). Длина 4,6 - 4,8 м, ширина свыше 1,7 м.

Высший класс (F) ("люкс", "представительский класс"). Длина 4,8 м и более, ширина свыше 1,7 м.

До 01.01.2017

К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, ):

Автомобили легковые ( 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 - 15 3410141).

Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.

Исключение составляют:

Автомобили легковые малого класса для инвалидов ( 15 3410114) - такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) - ( 15 3410130) - такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования - ( 15 3410131) - относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые высшего класса - ( 15 3410140) - относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Транспортных средств при эксплуатации предприятием автомобилей? Постепенный перенос первоначальной стоимости объекта выполняется как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Поскольку суммы начисленной амортизации включаются в расходы компании, важно грамотно рассчитывать износ в течение всего срока полезного использования (СПИ) имущества. Разберемся в этом вопросе подробнее.

Амортизационная группа транспортных средств

Установление СПИ любого автомобиля зависит от его технических характеристик. В большинстве случаев это назначение транспорта, грузоподъемность, тип двигателя. Требуемые данные указаны в ПТС модели (строки 2-4) или руководстве по эксплуатации. Чтобы в учете организации амортизация транспортных средств начислялась правильно, необходимо, прежде всего, установить группу по Классификатору ОС , утвержденному в Постановлении № 1 от 01.01.02 г. Этот справочник был обновлен с 01.01.17 г. с введением в силу Постановления № 640 от 07.07.16 г.

Применять новые требования необходимо по тем транспортным средствам, которые были введены в эксплуатацию уже в 2017 г. Если же имущество начали использовать ранее указанной даты, следует рассчитывать износ в прежнем порядке. Согласно Классификации, почти все легковые автомобили (1-3 класса) относятся к 3 группе с СПИ от 3 до 5 лет. (код 310.29.10.2). Точнее установить группу можно по классу транспорта – малому, особо малому, среднему или большому в зависимости от объема двигателя.

Но если легковой автомобиль отнесен к 4 классу, то есть предназначен для управления инвалидом (код 310.29.10.24), устанавливается 4 группа с СПИ от 5 до 7 лет. А дорогостоящие легковые средства 5 класса амортизируются еще дольше – от 7 до 10 лет и для них утверждена 5 группа. Высший класс – это, по разъяснениям чиновников, представительские модели, к примеру, Mercedes-Benz CLS, Lexus, Jaguar, SAAB и пр.

Как установить срок полезного использования транспортных средств

Исходя из норм ст. 258 НК, срок полезного использования транспортных средств – это предполагаемый период эксплуатации объекта. Для того, чтобы ввести автомобиль в эксплуатацию, необходимо в пределах сроков по Классификатору установить СПИ и указать его в акте по форме ОС-1 . При это имейте в виду, что:

  • 1 особо малый класс легкового автотранспорта – это машины с объемом двигателя не более 1,2 л.
  • 2 малый класс – не более 1,8 л.
  • 3 средний класс – не более 3,5 л.
  • 4 большой класс – более 3,5 л.
  • 5 высший класс – представительский (в соответствии с разъяснениями Таможенного Комитета в Письме № 04-30/3515 от 26.02.97 г.).

К примеру, автомобиль ВАЗ 2114 относится ко 2 классу, о чем говорит первая цифра 2 в наименовании модели. Следовательно, для начисления амортизации выбирается 3 группа: СПИ установлен в 37 мес. (в пределах от 37 мес. до 60 мес.). Утверждение одинакового срока в НУ и БУ позволит избежать возникновения разниц при последующем расчете.

Амортизация транспортных средств – расчет

Расчет амортизационных отчислений ведется в зависимости от выбранного способа. В налоговом учете разрешается использовать линейный или нелинейный метод (ст. 259 НК). В бухгалтерском – линейный, уменьшаемого остатка , пропорционально СПИ или пропорционально объему товаров/работ. Чтобы упростить ведение учета, рекомендуется выбрать в НУ и БУ линейный метод.

К примеру, предприятие купило в апреле легковой автомобиль стоимостью в 700 000 руб. Регистрация прошла в этом же месяце, а уже в мае объект был введен в эксплуатацию. По имеющимся рабочим характеристикам бухгалтер назначил 3 амортизационную группу, СПИ установлен в 40 мес. Способ начисления – линейный и в НУ, и в БУ. Первый износ начисляется в июне, ежемесячная сумма = 17 500 руб.

Амортизируется, т. е. изнашивается в процессе эксплуатации. Однако существует ряд нюансов, которые необходимо учитывать и при постановке на учет автомобиля, и когда начисляется амортизация автомобиля. Рассмотрим особенности начисления износа на автомобиль.

Амортизация автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете

Временной отрезок, на протяжении которого компания через амортизационные отчисления будет списывать стоимость автомобиля, определяется сроком полезного использования. Устанавливает его фирма, опираясь на предполагаемый срок службы и ориентируясь на Классификацию ОС по амортизационным группам, утвержденную постановлением Правительства от 07.07.2016 № 640. В предприятии это возложено на специально созданную распоряжением руководства и постоянно действующую инвентарную комиссию.

Во внимание принимают тот факт, что Классификатор разработан для целей налогового учета. В бухучете же компания вправе устанавливать СПИ самостоятельно. Это отмечено в п. 20 ПБУ 6/01. Но обычно сроки эксплуатации автомобиля в налоговом и бухгалтерском учете совпадают.

Согласно классификатору автомашины относятся к 3, 4 или 5-ой амортизационным группам , и зависит принадлежность машины к той или иной категории в зависимости от технических характеристик (мощности, размеров, допустимой массы).

Таблица амортизации автомобиля:

Амортизационная группа

Код по ОКОФ

Автомобили

Технические характеристики авто

Легковые

От 3-х до 5-ти лет

310.29.10.30.111

Микроавтобусы

310.29.10.41.111

Массой не более 3,5 тн

310.29.10.42.111

Массой не более 3,5 тн

Легковые малого класса

От 5-ти до

Грузовые общего назначения

310.29.10.59.113

Автотранспорт специальный: Бетоновозы

310.29.10.59.120

Лесовозы

310.29.10.59.130

Для коммунального хозяйства и дорожных работ

310.29.10.59.150

Аварийно-спасательные и полицейские

310.29.10.59.230

310.29.10.59.250

Для перевозки нефтепродуктов и газа

Легковые большого и высшего класса

Объемом двигателя свыше 3,5 л

От 7-ми до 10-ти лет

310.29.10.41.112

Грузовые с дизельным двигателем

Массой от 3,5 тн до 12 тн

310.29.10.41.113

Грузовые с дизельным двигателем

Массой свыше 12 тн

310.29.10.42.112

Грузовые с бензиновым двигателем

Массой от 3,5 тн до 12 тн

310.29.10.42.113

Грузовые с бензиновым двигателем

Массой свыше 12 тн

ТС спецназначения: тягачи седельные

Амортизация грузового автомобиля , как и легкового , начинает рассчитываться с начала месяца, следующего за месяцем ввода машины в эксплуатацию. Отметим, что порядок ввода в эксплуатацию автомашины законодательно не урегулирован. Для налогового учета акт приема-передачи ОС-1 не является документом о вводе в работу, поэтому во избежание споров с ИФНС в компаниях практикуют издание приказов о вводе в эксплуатацию объектов ОС. Типовой формы приказа о вводе не существует, поэтому составляют их в свободной форме.

Норма амортизационных отчислений на автомобиль

Определившись со сроком эффективной эксплуатации автомобиля, устанавливают норму амортизации (НА). Рассчитывается НА в процентах по формуле:

НА = 1/СПИ х 100%,

Пример

Организацией приобретен автомобиль стоимостью 400 000 руб. СПИ - 48 месяцев. НА определяют так:

НА = 1/48 х 100% = 2,083%, т.е. амортизация авто будет ежемесячно в размере 2,083% от 400 000 руб. и составлять 4332 руб.

Амортизационные расходы на автомобиль отражаются в учете проводкой Д/т 20 (44) К/т 02.

Амортизация лизингового автомобиля

Отражение в учете и износ автомобиля в лизинге зависят исключительно от его балансодержателя. К примеру, если автомобиль передан фирмой партнеру по соответствующему соглашению, но числится на балансе лизингодателя, то и амортизацию начислять будет он. Организация, получившая машину в лизинг, учитывает ее стоимость за балансом на сч. 001 «Арендованные ОС», дебетуя этот счет при принятии имущества и кредитуя, если объект возвращается балансодержателю.

Амортизация автомобиля в лизинге , если его передают на баланс лизингополучателя, начисляется так:

При получении автомобиля, формируют его первоначальную стоимость на сч. 08 субсчет «Имущество, полученное в лизинг» в корреспонденции со сч. 76 субсчет «Арендные обязательства». После того, как ПС машины будет сформирована, а объект введен в эксплуатацию, стоимость авто переносится в дебет счета 01 субсчет «Имущество, полученное в лизинг» с кредита сч.08/9.

Поскольку амортизацию лизингового автомобиля начисляет балансодержатель, то он и начнет амортизировать объект в бухгалтерском учете с месяца, идущего за тем, в котором авто было принято к учету. СПИ обычно принимают аналогичным периоду действия договора лизинга.

Оплата амортизации личного автомобиля

Часто в производственных целях используется личный автотранспорт, так как деятельность некоторых сотрудников сопряжена с частыми разъездами. Ст. 188 ТК РФ предусматривается выплата компенсации за использование личного ТС (износ) и расходов, связанных с его использованием (ГСМ). Нормативной базы, регулирующей расчет компенсации, не существует. Поэтому компаниями практикуется возврат топлива по маршрутным картам, навигационному оборудованию и пробегу, а амортизацию начисляют принятым в организации способом. Проще и удобнее применять линейный метод амортизации.

Размер возмещения оформляют отдельным соглашением или приложением к трудовому договору. Усложняет расчет тот факт, что автомобиль используется и в личных целях, и в работе. Для расчета износа следует принимать во внимание такие факторы, как стоимость приобретения, амортизация машины и доля, падающая на эксплуатацию в производстве. Этот вопрос обсуждается отдельно, ориентиром служит специфика работы и интенсивность поездок. Часто, для установления наиболее точных сумм, руководство требует ведения документации по служебным разъездам, например, путевых листов . В каждой фирме обычно разработан собственный порядок возмещения подобных расходов. Предлагаем примерный расчет амортизации линейным способом:

Допустим, цена автомобиля 500 000 руб. Средний СПИ – 5 лет (60 мес.).

НА = 1/60 х 100 = 1,67

500 000 х 1,67 = 8350 руб.

Амортизация легкового автомобиля в месяц составит 8350 руб. Бухгалтеру на основе путевых листов, предстоит рассчитать, какую долю из общего пробега делает автомашина сотрудника непосредственно в производственных целях.

Например, если из общего пробега в 1200 км за месяц 600 км падает на рабочие поездки, то амортизация авто работника составит 4175 руб. (8350 руб. / 2).

Расходы по возмещению сотрудникам этих расходов собираются на счетах производства и издержек – 20, 26, 44, а выплаты компенсации не облагаются НДФЛ.

Автотранспортное средство, как и любое другое оборудование, по истечении определенного времени эксплуатации в связи с износом, требует ремонта. А денежные средства, потраченные на поддержание и ремонт какого либо оборудования или транспорта, будут являться амортизацией оборудования (автомашины). Если автомобиль или другая техника находится на учете, у какой либо организации, то денежная сумма амортизации включается в расходную часть предприятия.

Методики начисления амортизационного износа авто

Для расчета транспортного износа, в бухгалтерском деле используют четыре метода. Эти четыре методики делятся на линейный и нелинейные. Предприятие лично выбирает для себя более подходящий способ, и пользуется им, чтобы считать списания износа.

Начисления автомобильной амортизационной части можно рассчитать следующими вариантами:

  • линейный вариант;
  • вариант уменьшаемого остатка;
  • вариант отчисления цены, по сумме чисел лет срока полезного потребления;
  • вариант списания цены соответственно размеру продукции или услуг.

Линейная методика расчета транспортного износа заключается в том, что финансы которые начисляются за износ в течении одного месяца, рассчитываются умножением начальной или восстановительной цены амортизации, конкретной для данной собственности.

Чтобы рассчитать норму амортизации линейным способом нужно знать число месяцев полезного потребления транспорта. После чего необходимо единицу разделить на период полезного применения (считается в месяцах) и умножить на сто процентов. Полученная цифра является годовой, для расчета месячных отчислений необходимо данную величину разделить на 12.

Такой способ расчета является самым распространенным из-за его простоты. Начисления транспортного износа необходимо начинать с 1-ой даты месяца, который является последующим после месяца введения автомобиля в использование. А списываются данные износы одинаковыми объемами в течение всего срока потребления.

Методика уменьшаемого остатка

Самым ускоренным способом амортизации техники является методика уменьшаемого остатка, которая в начальные годы полезной эксплуатации может намного быстрее списывать движимую собственность. Это можно объяснить тем, что в начальном периоде производительность нового транспортного средства выше и со временем уменьшается в связи с его старением. Поэтому целесообразным является амортизировать автомобиль наиболее быстро в первые годы его нужного использования.

Для расчета данного способа расчета амортизации необходимы знания следующих характеристик:

  • первоначальная стоимость активов;
  • остаточная цена;
  • срок полезной эксплуатации.

Чтобы посчитать износ автотранспортного средства методом уменьшаемого остатка нужно: остаточную цену (начало года или месяца) умножить на норму износа (формула указана в линейном методе) умножить на коэффициент форсирования (данный показатель устанавливает предприятие самостоятельно) и помножить на сто процентов.

Способ отчисления цены, по сумме чисел лет срока полезного применения

Расчет амортизации машины по количеству числу лет полезного использования, так как и предыдущая методика является ускоренной. Самая большая денежная сумма, которая списывается каждый месяц, будет в первый год использования автомобиля, после чего данные средства будут уменьшаться с каждым следующим годом.

Основой такого расчета служит начальная цена транспортного средства, по которой оно принималось к учету. Данный расчет является произведением начальной стоимости автомобиля и нормы амортизации.
Здесь норма износа будет считаться отдельно по каждому году, и зависеть от времени полезной эксплуатации транспортного средства. Способ списания цены соответственно объему продукции или услуг.

Этот расчет отличается от трех предыдущих, что может применяться преимущественно только для автомобильного транспорта. Данная норма амортизации установлена в процентном соотношении начальной стоимости автотранспорта на каждые тысячу километров пробега.

Примеры расчета амортизации автотранспортного средства

Износ машины или другого вида транспортного средства можно посчитать в интернете. В настоящее время существует немало сайтов для проведения таких расчетов. Нужно просто заполнить требуемые поля и портал выдаст нужную информацию.

Но надо учитывать, что онлайн расчеты являются приблизительными, и не всегда учитывают все необходимые параметры.

Для более точного расчета амортизации нужно самостоятельно фиксировать все затраченные денежные средства на машину. К таким затратам обычно относится:

  • покупка запчастей и их замена;
  • ремонт;
  • траты на топливо;
  • замена шин;
  • технический осмотр.

Пример №1

Предприятие осуществило покупку нового автомобиля и начало его использовать 21 марта 2006 года. Начальная цена автотранспортного средства составила триста тысяч рублей. Время полезного использования составляет пять лет.

Таким образом, сумма чисел лет нужного потребления машины равняется: 1+2+3+4+5=15

В бухгалтерском учете износ движимого имущества начислялся в следующих денежных эквивалентах.

В 2007г (1-ый год использования):

  • годовая сумма составит: 5/15*300000 р.=100000р;
  • месячная соответственно будет: 100000/12=8333р.

В 2008г (2-ой год использования):

  • годовая: 4/15*300000р.=80000р;
  • месячная: 80000/12=6667р.

В 2009г (3-ий год использования):

  • годовая: 3/15*300000р=60000р;
  • месячная: 60000/12-5000р.

В 2010г (4-ый год использования):

  • годовая: 2/15*300000р=40000р;
  • месячная: 40000/12=3333р.

В 2011г (5-ый год использования):

  • годовая: 1/15*300000р=20000р;
  • месячная:20000/12=1667р.

Однако в налоговых учетах денежная сумма амортизационных затрат является одинаковой для каждого месяца, и равняется: 300000р/60=5000р.

Так как месячные суммы износа разнятся, появляются вычитаемые временные отличия для первых двух лет обслуживания машины. И в 2007 году такое отличие составит: 8333р-5000р=3333р.

Пример №2

Стоимость отечественно автомобиля приобретенного в 2013 году – 200 тысяч рублей; пробег с 2013г по 2016г — 90 тысяч километров; расчетный износ – 18,6%. Чтобы рассчитать естественную амортизацию нужно начальную стоимость машины умножить на расчетный износ: 200000р*18,6%=37200р.

Остаточная стоимость данного транспорта будет равняться вычитанию естественного износа от начальной стоимости автомобиля: 200000р-37200р=162800р.Имея данные расчеты можно посчитать затраты на один километр пробега, для этого необходимо естественный износ разделить на первоначальную цену машины: 37200р/200000р=0,18р/км.

Особенности линейного способа начисления амортизации

Главная особенность настоящего расчета состоит в его простоте. Что заключается в равномерном уменьшении стоимости транспортного средства одинаковыми суммами. Для большинства предприятий такой способ является наиболее комфортным.

К положительным аспектам такого начисления можно отнести:

  • одинаковые отчисления по износу на всем протяжении использования;
  • одинаково распределяется увеличение накопленной амортизации;
  • равномерность распределения остаточной цены недвижимого имущества.

Минус данного метода заключается в том, что он не подходит для организаций, которые стремятся выплатить большую часть износа в начальном периоде использования. Также этот способ не может обеспечить моментальный ремонт используемого средства, который подвергся моральному износу.

Нюансы начисления износа на авто

Чтобы рассчитать износ автомобиля более точно, мало знать основные характеристики машины. Обычно организации для наиболее точного подсчета используют специальные справочники. В которых указывается марка автомобильного средства, а также его балансовая стоимость по году его выпуска.

Если взять из определенной таблицы показатель и разделить на число месяцев, на протяжении которых машина была в использовании, то получиться цена износа данного автотранспорта эксплуатируемого в течение одного месяца.

В данный расчет не входят сведения о стоимости горюче-смазочных материалов, погодные условия, а также финансы, затрачиваемые на мелкий косметический ремонт.

Таким образом, выбор методики напрямую зависит от организации или физического лица. Главное при различных способах расчета помнить о важности всех показателей, которые отвечают за работоспособность автотранспортного средства.

Вконтакте