Разработки уроков изготовление технических моделей автомобили. Методическая разработка "объемные модели и макеты"

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Валуйская городская станция юных техников»
Белгородской области
«Изготовление модели легкового автомобиля »

(Занятие 9-23 первый год обучения)


Методическая разработка для обучающихся 7 - 13 лет

Андреев Алексей Владимирович

г. Валуйки


2009г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.

1. Пояснительная записка..……………………………………………………..3

2.Цель и задачи занятий……………………………………………………......4

3.Теоретический материал для проведения занятий………………….. …….4

3.1. Классификация автомобилей………………………….. …….........................4

3.2.Общее устройство автомобилей…………………… ……..........................5

3.3.Типаж автомобилей………………………………………. ….. …..............6

3.4.Конструирование……………………………………...................................7

3.5.Расчет редуктора……………………………………....................................7 3.6 Кинематические схемы подвесок авто­мобилей.........................................8

3.7 Автомобиль - прототип модели……………………...................................9 4. Практическая работа………………………………………….......................11

4.1. Проектировка конструкции модели……………………...........................11

4.2.Изготовление автомодели………………………………............................13

4.3.Проведение соревнований………………………………….......................14
5. Заключение……………………………………………………......................15
6. Литература………………………………………………...............................16

1. Пояснительная записка.
Задача педагогов дополнительного образования спортивно-технической направленности – пробуждать у ребят желание заниматься техническим творчеством, формировать мотивацию к инженерной деятельности в школьном возрасте посредством занятий техническим моделированием и конструированием.

Цель занятий в технических объединениях – развивать у обучающихся техническую смекалку, конструкторские и изобретательские способности, расширить область применения полученных знаний на практике.

Большой популярностью среди детей пользуется объединение автомоделистов. Как показывает опыт, большой интерес для школьни­ков представляют модели транспортных средств (особен­но автомобилей), так как эти модели являются примерами полноценных машин со всеми основными функциями и ха­рактерными признаками: двигателями, движителями, пере­даточными механизмами, рабочими органами, несущими конструкциями и т.д. И еще одним достоинством автомо­делизма является то, что модели можно испытывать на не­оборудованных площадях. Все это делает автомоделизм ин­тересным, доступным и достаточно дешевым видом моде­лизма.

Данная методическая разработка - это результат работы педагога дополнительного образования МОУ ДОД «Валуйская городская станция юных техников» Белгородской области Андреева Алексея Владимировича. Андреев А.В. руководит творческим объединением «Автомоделизм», имеет высшее техническое образование, вторую квалификационную категорию, педагогический стаж работы 3 года.

Тема «Модели грузовых и легковых автомобилей» изучается на занятиях первого года обучения. Основные типы занятий - сообщение новых знаний, комбинированные, занятие - соревнование. Методы, которые педагог использует на занятиях - наглядный, практический, частично-поисковый. Для изготовления модели легкового автомобиля понадобилось 30 учебных часов (15 занятий).

При определении формы изготавливаемой модели надо учитывать взаимодей­ствие человека и модели при ее эксплуатации (эргономи­ку), возможности изготовления в условиях мас­терских станции юных техников, приобретения отдельных деталей. При разработке формы модели целесообразно исполь­зовать простые материалы: бумагу, картон, пластилин, гли­ну. Необходимо проработать несколько вариантов и выб­рать наилучший из них. Также важно чтобы модель для начального этапа моделирования была доступна для изготовления детьми младшего школьного возраста, проста в изготовлении, чтобы школьник мог самостоятельно изготовить её и воспользоваться результатами своего труда. Изготовив модель, воспитанник может принять участие в играх и соревнованиях среди сверстников, что вызовет живой интерес к автомоделированию и позволит заниматься им далее, развиваясь и совершенствуясь.

При разработке формы модели надо помнить не только о технической стороне модели, но и эстетической. Хоро­шо работающая модель, которая к тому же и эстетично ис­полнена, вызывает удивление и восхищение. Моделисту-конструктору необходимо знать основные законы техни­ческого конструирования. При отделке моделей или других технических устройств необходимо применять современный дизайн. Большую помощь при определении формы и выборе цвета изделия могут оказать цветные фотографии, слайды, диапозитивы изделий, близких по назначению к создаваемой модели.

2. Цель и задачи занятий.
Цель: изготовить модель легкового автомобиля класса ЭЛ-4 для участия в областных соревнованиях по автомоделизму.

Задачи:


  • Ознакомить обучающихся с классификацией автомобилей, общим понятием об особенностях конструкции автомобилей разных классов;

  • Дать понятие о типах автомобилей;

  • Познакомить с правилами расчета отдельных частей автомобилей;

  • Учить выполнять технические рисунки, эскизы, рабочие чертежи отдельных частей объемных моделей;

  • Познакомить с правилами сборки, регулировки, испытаний моделей;

  • Провести пробные и тренировочные запуски моделей;

  • Совершенствовать навыки работы с разными материалами и инструментами;

  • Прививать интерес к автомоделизму.

3. Теоретические материалы для проведения занятий.

3.1 Классификация автомобилей.

Автомобили подразделяют на классы (по литражу двигателей или по общей массе автомобиля), виды (по эксплуата­ционному назначению), модели (по регистрационному номеру), модификации моделей автомобилей (по знаку модификации и по экспортному исполнению), В соответствии с указанной классификацией все автомобили имеют условное обозначение.

Первая цифра означает класс авто­мобиля. Легковые автомобили имеют четыре класса по литражу (рабочему объему цилиндра) двигателя: 1 -до 1,2 л; 2 - от 1,2 до 2 л; 3 - от 3 до 4 л; 4 - свыше 4 л.

Грузовые автомобили делят на семь классов по общей массе автомобиля или автопоезда: 1 - автомобиль общей мас­сой до 1,2 т; 2 - от 1,2 до 2 т; 3 - от 2 до 8 т; 4 - от 8 до 14 т; 5 - от 14 по 20 т; 6 - от 20 до 40 т; 7 - свыше 40 т.

Вторая цифра означает вид эксплуата­ционного назначения. Существует девять видов: 1 - легковые автомобили, 2 - автобусы, 3 - грузовые (бортовые), 4 - тягачи, 5 - самосвалы, 6 - цистерны, 7 - фургоны, 8 - электромобили, 9 - специальные автомобили (например трубовозы, мастерские и т. п.). К видам 1, 2 и 3 относятся стандартные автомобили, к видам 4, 5, 6 и 7 - специализированные автомобили, к видам 8 и 9 - специальные автомобили.

Третья и четвертая цифры в условном обозначении - это обозначение модели автомобиля, так называемый регистрационный номер. Класс и вид автомобиля могут оставаться прежними, а модель изменяться. Например, легковой автомобиль второго класса завода ВАЗ имеет несколько моделей: ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103, ВАЗ-2105.

Пятая (от 1 до 9) цифра в условно обозначении указывает на модификацию модели автомобиля. Например, если легковой автомобиль ВАЗ второго класса модели 01 выпускается с увеличенным литражем двигателя (в пределах класса), то в его обозначении появится пятая цифра 1: ВАЗ-21011. Если этот же автомобиль будет выпускаться с правым расположением руля - цифра 2 (ВАЗ-21012) и т. п. Цифру знака модификации устанавливает завод-изготовитель.

Шестая цифра в условном обозначении указывает на экспортное исполнение автомобиля. При этом употребляются только две цифры: 6 или 7. Цифра 6 это простое экспортное исполнение, цифра 7 - это экспортное исполнение для тропического климата.

Автомобили выпускаются с бензиновыми, газовыми и дизельными двигателями.
3.2 Общее устройство автомобилей.
Автомобили представляют собой совокупность механизмов и устройств, взаимно связанных между собой (см. рисунок 1). Автомобиль состоит из двигателя 5 , трансмиссии, ходовой части, механизмов управления и кузова. В трансмиссию входят сцепление 12 , коробка передач 13 , карданная передача 15 , главная передача 20 , дифференциал 19 и полуоси 17.

Ходовая часть состоит из остова (рамы) 22 , на котором кре­пятся все механизмы и агрегаты автомобиля, передней подвески (рессор 7 и амортизаторов 8 ) и задней подвески 21 , осей 10 и 18, управляемых 9 и ведущих 16 колес.

Механизмы управления состоят из рулевого управления и тормозной системы. Рулевое управление состоит из рулевого механизма 6 и рулевого привода 11 ; тормозная система - из колесного тормозного механизма, управляемого педалью 4, и стояночного тормозного механизма 14 , управляемого рыча­гом 3 .

Кузов автомобиля предназначен для размещения водителя, пассажиров и грузов. Он размещен на раме автомобиля. У гру­зовых автомобилей груз размещается на платформе 1 , а для водителя предусмотрена кабина 2 .


Схема расположения основных агрегатов автомобиля.

Рисунок 1


3.3 Типаж автомобилей.
Производство автомобилей организует­ся в пределах типажа, разработанного совместно производящими и эксплуатирующими организациями. Под типажом автомобиля понимают экономически оп­тимальную по номенклатуре и техническим параметрам совокупность, составляющую типоразмерные ряды, в которые автомо­били объединены общностью народно­хозяйственного назначения.

Типаж составляется раздельно по ви­дам автомобилей и строится на осно­вании классификационных параметров. Для легковых автомобилей классифика­ционные признаки - рабочий объем (в л) и собственная масса (в кг); для грузовых автомобилей - полная масса (в кг) и осе­вая нагрузка (в Н); для автобусов - габаритная длина (в м) и вместимость.

В типаже легковых автомобилей отра­жены: класс, группа, колесная формула, число мест и допустимая масса груза, полная масса, рабочий объем и макси­мальная мощность двигателя, максималь­ная скорость, время разгона с места до 100 км/ч, пробег до капитального ремон­та, трудоемкость обслуживания на 1000 км пробега.

В типаже грузовых автомобилей отра­жены: полная масса, базовая модель и основные модификации, грузоподъем­ность, колесная формула, мощность двига­теля, число цилиндров, удельная мощ­ность, осевая нагрузка.

В типаже автобусов отражены: габа­ритная длина, осевая нагрузка, назначе­ние, число мест для сидения, для про­езда стоя и общее, полная масса, мощ­ность двигателя, максимальная скорость, разгон с места до заданной скорости.

3.4 Конструирование.
Конструирование - разработка графической модели технического устройства, по которой возможна материа­лизация создаваемого устройства путем изготовления его в производственных условиях.

Слово «конструирование» происходит от латинского слова «construire» - строить, создавать, сооружать. Оно обозначает процесс создания нового устройства в виде ма­териального предмета, пригодного для практического ис­пользования.

Конструирование технического устройства проходит несколько стадий:


  • разработка более детального технического задания;

  • разработка эскизного проекта;

  • разработка технического проекта;

  • разработка рабочего проекта.
Перечисленные стадии оформляются в виде технических документов, совокупность которых составляет комплект конструкторской документации (КД), которая включает в себя текстовые документы и чертежи.
3.5 Расчет редуктора.
Так как двигатели, выпускаемые для автомоделей, являют­ся в основном высокооборотными (от 1 600 до 14 000 об/мин), то для обеспечения необходимой скорости передвижения, которая может быть определена по формуле, необхо­дим передаточный механизм - редуктор.

Редуктор служит не только для передачи вращения от вала двигателя к колесу, но и снижает количество оборо­тов вала двигателя и увеличивает крутящий момент (см. рисунок 2).

Передаточное число редуктора:

I = пдв / п к. ,

где n дв - частота вращения вала двигателя, об/мин; n к - частота вращения ведущего колеса, об/мин.

При передаче вращения гладкими колесами:

I = п1/ п 2 = d 2 / d1,

где d 2 - диаметр ведомого колеса, мм; d 1 - диаметр веду­щего вала, мм; п 1 - число оборотов ведущего вала; п 2 - число оборотов ведомого вала.

При наличии зубчатых передач:

I = n1 /n2 = z2/z1,

где z 1 ,- число зубьев шестерни; z 2 - число зубьев ведомо­го колеса. Здесь число i определяется для одной пары колес (одной ступени).

В многоступенчатой передаче:

i = i 1 i 2 .... i n

где i 1 , i 2 ..... i n - передаточные числа первой и последующей ступеней.






Некоторые варианты редукторов для моделей транспортных средств.

Рисунок 2.

3.6 Кинематические схемы подвесок автомобилей.
Подвески (см. рисунок 3), применяемые на моделях аналогичны автомобильным, однако при построении первых простейших моделей достаточно жесткой зависимой п-образной подвески.

Схемы подвесок.

а- зависимая; б - однорычажная независимая; в - двухрычажная независимая с рычагами равной длины; г - двухрычажная независимая с рычагами разной длины; д - независимая рачажно - телескопичекая; е - независимоая двухрычажная с торсионом; ж - независимая с продольным качанием.

Рисунок 3.

3.7 Автомобиль - прототип модели.
Для знакомства обучающихся с автомобилем - прототипом будущей модели, предоставим им наглядное изображение автомобиля.

В гамме легких коммерческих автомобилей компании FIAT – в 1999 году на бразильском заводе в г. Бетим, штат Минас-Жерайс, начался выпуск пикапа Strada (см. рисунок 4), который экспортируется во многие европейские страны. В настоящее время он уже занял крепкие позиции в своем классе на рынках Германии, Португалии и Греции и ряде других стран.

Рисунок 4.

Strada – новый пикап FIAT


Strada относится к семейству автомобилей FIAT-178, которые еще называют «мировыми автомобилями». Дело в том, что их конструкция отличается повышенной прочностью и надежностью, и предназначены они для выпуска и эксплуатации в странах без развитой сети дорог. В него входят также и модели Palio, Sienna и универсал Palio Weekend, которые планируется выпустить в России, в Нижнем Новгороде на производственных площадях СП «Нижегород Моторс» уже в этом году.

Высокое заданное значение грузоподъемности автомобиля – 630 кг, поставило перед его конструкторами сложную задачу разработки прочного несущего кузова с высокой жесткостью на кручение. Задача усложнялась тем, что Strada должен был иметь большую колесную базу – 2718 мм, чтобы получить длину грузовой платформы в 1,7 м. В результате ряда исследований удалось найти интересное решение. Кузов автомобиля, в отличие от многих аналогичных конструкций, не стали усиливать, приваривая к днищу дополнительные лонжероны (и превращая его, по сути, в рамный), а снабдили специальным каркасом.


Кузов Strada представляет собой пространственную конструкцию, сваренную из профилей закрытого сечения, воспринимающую нагрузки и обшитую внешними и внутренними панелями. Благодаря компьютерному моделированию сечения каркаса оптимальны в каждом конкретном месте кузова, что позволило снизить массу машины. Сложность работы заключалась также в том, что необходимо было учитывать и просчитывать зоны безопасности, или деформируемые в случае аварии передние и задние участки кузова. В результате, несмотря на внешнее сходство передней части с моделью Palio, Strada представляет собой очень оригинальный по конструкции современный пикап с высокими потребительскими свойствами.

Размеры грузовой платформы получились равными 1685 х 1350 мм. Правда, в зоне колесных ниш ширина отсека уменьшается до 1090 мм, зато пол платформы ровный, а загрузка производится через задний борт шириной 1095 мм. Именно для получения ровного пола автомобиль получил рессорную заднюю подвеску.

Правда, рессоры у пикапа выполнены по последним правилам: однолистовые, параболического профиля, широкие. Передняя подвеска типа Мак Ферсон, конструктивно схожа с применяемой на Palio, однако отличается повышенной прочностью элементов и жесткостью пружины. Минимальный дорожный просвет автомобиля составляет 165 мм, на машине установлены колеса с шинами 175/70R1488T повышенной грузоподъемности.

В Европу Strada поставляется с двумя типами двигателей: бензиновым, рабочим объемом 1242 см 3 мощностью 73 л.с. при 6000 об/мин и 1,7-литровым турбодизелем, развивающим 69 л.с. при 4500 об/мин. Коробки передач машин – пятиступенчатые, механические, с тросовым приводом механизма переключения. Пикап снабжен передними дисковыми и задними барабанными тормозами.


Следует отметить солидный перечень оборудования, которое может быть установлено на машину. Это наружные зеркала с электроприводом и электрообогревом, АБС, тент, колеса из легких сплавов, противотуманные фары и две надувные подушки безопасности для сидящих в кабине. Среди стандартного оборудования выделим противопожарную систему, подножку, расположенную за задним бортом, противоугонную систему с иммобилайзером.

Динамические качества автомобилей Strada достаточно высоки. Максимальная скорость с бензиновым мотором составляет 155 км/ч, с турбодизелем – 151 км/ч. Время разгона с места до 100 км/ч – 13,8 и 15,5 с соответственно. При 90 км/ч пикап расходует 6,3 л бензина и 6,0 л солярки. При 120 км/ч мы имеем цифры 8,7 л и 8,6 л. При испытаниях по городскому циклу получены значения: 8,3 и 7,8 л/100 км.

4. Практическая работа.
4.1 Проектировка конструкции модели .
Определившись в классе моделей, нами было принято решение о постройке модели из группы простейших, соответствующей параметрам Эл-4(объёмная модель автомобиля с электродвигателем). Электропитание модели внутреннее до5 Вольт. Длина не более 300мм.

Наша модель состоит в основном из трёх элементов: кузова, ходовой части и микроэлектродвигателя. По контурам автомобиля прототипа Фиат Strada вычертили развёртку кузова модели (см. рисунок 5).

Несущей конструкцией является рама (см. рисунок 6), к которой крепятся все элементы ходовой части, электродвигатель, источник питания и кузов модели. Для изготовления рамы выбрали шестислойную фанеру, так как к ней довольно несложно крепить все детали с помощью шурупов. Редуктор возможно использовать разной конструкции: зубчатый, фрикционный, ременный с передаточными числами i=4-8. Мы выбрали зубчатый.

Раскрой развёртки кузова модели.

Рисунок 5.


Чертёж рамы модели.

Рисунок 6.

4.2 Изготовление автомодели.
1. Кузов простейшей модели легкового автомобиля лучше сделать из бумаги, так как работа с этим материалом знакома начинающим автомоделистам. Воспользовавшись копировальной бумагой, переводим контуры развёртки корпуса на лист картона и аккуратно вырезаем по разметке. Загибаем клапаны, помеченные точкой, по пунктирной линии (для лучшего загиба прочертим линии изгиба карандашом).

Модель склеиваем от центра к краю, намазывая клеем не более двух клапанов ровным тонким слоем. Даём подсохнуть.

Клапаны, помеченные звездочкой, вначале загибаем по пунктирной линии, затем, нанеся клей с внутренней стороны, загибаем внутрь и плотно прижимаем. Затем приклеиваем накладные детали декора кузова, после высыхания клея красим нитроэмалью. Фары и фонари наклеиваем из с светоотражающей плёнки. Окончательную окраску выполняем маркерами.

2. Изготовление рамы автомодели начинаем с перевода рисунка на 6-миллиметровую фанеру, после чего по контуру выпиливаем лобзиком. Делаем отверстие для выключателя микро-электромотора.

3. Для изготовления подвески модели (см. рисунок 7) вырезаем из листового алюминия полоски для переднего и заднего моста. В указанных местах сверлим в них отверстия диаметром на 0,2мм больше диаметра осей колёс. Полоски сгибаем по пунктирным линиям в виде П-образных скобок. Эти скобки крепили на раме с помощью винтов с гайками или шурупов.

Чертеж подвески модели.

Рисунок 7

4. Оси колес ставим строго параллельно друг другу и перпендикулярно продольной оси днища. Только при этом условии модель будет двигаться прямо, никуда не сворачивая.

5. На ось двигателя устанавливаем ведущую шестерню (z 1 = 8). Ее можно припаять, если она металлическая, или плотно насадить на ось, если она пластмассовая. Ведомую шестерню (z 2 = 32) припаиваем к задней колесной оси. При отсутствии шестерен с таким числом зубьев можно использовать другие, но с тем же передаточным числом i = 4, например, z 1 = 6, 10, 12 и z 2 = 24, 40, 48 соответственно.

7. Устанавливаем источник питания - батарейку 4,5Вольт. Крепим батарейку скобой к раме с помощью шурупов.

8. Испытав шасси на ходу и подрегулировав узлы и механизмы окончательно, крепим кузов с помощью 10 шурупов по периметру кузова.

Модель готова. Можно принимать участие в соревнованиях по автомоделизму.


4.3 Проведение соревнований.
С целью отбора участника команды ВГСЮТ для участия в областных соревнованиях по автомоделизму проводим соревнование среди обучающих в автомодельном объединении.

Соревнования простейших моделей должны содержать в себе все основные элементы соревнований по автомодельному спорту.

Каждому участнику предоставляется три попытки, в зачет идет лучший результат, показанный в одной из них.

Соревнования моделей класса ЭЛ-4 проходят на площадке, имеющей следующую конфигурацию (см. рисунок 8).


Схема площадки для соревнований.

Рисунок 8.

Результат соревнований определяется по наибольшей сумме баллов, полученных за попадание в створ. При наезде на габаритную линию внешним колесом засчитывается попадание.

5. Заключение
Этот миниатюрный автомобиль с жесткой подвеской показал довольно хороший результат, заняв второе место в областных соревнованиях по автомоделизму в классе моделей Эл-4 (см. рисунки 9 и 10). Построив такую модель и опробуя её в действии, юный создатель не только приобщается к автомоделизму, но и становится конструктором, сделавшим первый шаг на этом поприще.

Модель на старте.

Рисунок 9

Модель при прохождении дистанции.

Рисунок 10

6. Литература.


  1. Автомобильный спорт. Правила соревнований. - М.: Изд-во ДОСААФ СССР, 1989.

  2. Александров Л.В. Моделирование - этап создания эффективных технических решений: Учеб. пособие/Л.В. Александров, Н.П. Шепелев. - М.: НПО «Поиск», 1991.

  3. Голубев Ю. Юному автомоделисту / Ю. Голубев, Н. Камышев. - М.: Просвещение, 1979.

  4. Горский В.А. Техническое творчество юных конструкторов. - М., 1980.

  5. Карачев А.А. Основы технического моделирования и конструирования. Учеб. пособие / А.А. Карачев, Е.М. Мазейкин, В.Е. Шмелев. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2002.

  6. Карачев А.А., Шмелев В.Е. Спортивно-техническое моделирование. - Изд-во «Феникс», 2007.

  7. Осепчугов В.В., Автомобиль. Анализ конструкций, элементы расчёта. Москва Изд-во «Машиностроение»,1989.

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы» г. Брянска Методическая разработка «Методика и технология изготовления модели машины» Подготовили: Медведева В.В., Якушева Н.В., педагоги дополнительного образования Брянск 2017

2 Введение Данная методическая разработка «Методика и технология изготовления модели машины» разработана с целью повышения уровня и качества профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования в области начального технического моделирования. В методической разработке рассмотрено одно из направлений в начальном техническом моделировании изготовление модели грузового автомобиля. Раскрыто понятие начального технического моделирования, его значение и задачи по формированию умений и навыков учащихся. В материале содержится технологическая карта изготовления модели грузового автомобиля, материалы и инструменты, необходимые при работе. На занятиях по техническому моделированию важна не только модель, которую изготавливает учащийся, а и то, что он узнал в процессе ее изготовления, то, чему он научился, какие качества у него сформировались, какие чувства, ощущения он испытал. Поэтому данная методическая разработка включает в себя презентацию, которая содержит следующую информацию: - мировая история создания грузового автотранспорта; - развитие грузовика в нашей стране за последнее столетие; - памятники, посвященные грузовику-труженику; - ЗАО «Брянский автомобильный завод»; - нетрадиционное использование грузового автомобиля.

3 налитическая часть Интерес к технике дети проявляют с ранних лет. Они видят, как развивается техника в нашей стране, им не терпится принять активное участие во всех делах и открытиях взрослых. Удовлетворяют этот интерес в работе с младшими школьниками, занятия по обучению их конструированию технических объектов. Техническое моделирование - один из видов конструкторскотехнологической деятельности учащихся. Под техническим моделированием школьников принято понимать создание ими макетов и действующих моделей (автомобилей, судов, самолетов, ракет и т. п.). Техническое моделирование это познавательный процесс, который обогащает школьников общетехническими знаниями, умениями и способствует развитию их творческих способностей в области техники. Начальное техническое моделирование это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов; это познавательный процесс формирования у младших школьников начальных политехнических знаний и умений. В ходе реализации программы «Начальное техническое моделирование» учащиеся осваивают моделирование из картона и бумаги, работу с шаблонами и простейшим ручным инструментом, строят бумажные модели. Также проводятся беседы по истории авиации, флота, направленные на воспитание патриотизма и любви к Родине. Программой предусмотрены беседы и рассказы о различных видах транспорта, о технике, облегчающей труд человека, о разнообразных технических объектах, о строительстве и архитектуре. Это пополняет и углубляет знания учащихся, развивает их познавательную активность,

4 вызывает у них потребность узнавать о технике все больше и больше. В программе используются различные методики выполнения изделий из бумаги, картона и другого материала (проволока, баночки, коробочки) с использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, аппликация). Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному ребенку, чтобы осознавать себя гармонично развитой личностью. Одно из главных направлений в начальном техническом моделировании это изготовление моделей автомобильного транспорта. Здесь учащиеся занимаются не только изготовлением моделей конкретных машин, но и узнают историю развития автомобильного транспорта, классификацию транспорта по назначению (сельскохозяйственный, строительный и др.), знакомятся с устройством автомобиля, его разнообразием и применением. В данной методической разработке представлена технологическая карта изготовления базовой модели грузового автомобиля, на основе которой учащиеся смогут моделировать и более сложные модели машин. Практическая часть Изготовление модели грузового автомобиля Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы: Цветной картон, цветная бумага, гофрированный картон Деревянная палочка, пластиковая бутылка Карандаш, фломастер, линейка, ножницы, шило Клей ПВА

7 Заключение Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев неоднократно высказывался о том, что только существенное и качественное развитие в образовательных учреждениях РФ системы технического творчества позволит обеспечить надлежащую предпрофильную подготовку школьников, как будущих специалистов народного хозяйства и вооруженных сил. Поэтому очень важно привить интерес к конструированию и технике, заинтересовать ребенка изготовлением моделей своими руками. Модели, предлагаемые учащимся, должны быть посильны для всех. На данном этапе каждый ребенок может проявить свое творческое воображение, выбирая индивидуальную окраску и оформление изготовленной им модели. Также учащиеся могут выполнять и творческие задания (элемент метода творческого проектирования), которые позволяют развить самостоятельность и творческую активность. Учащиеся самостоятельно разрабатывают и изготавливают изделие от идеи до её воплощения под руководством и контролем педагога на основании изученного материала. Во время обучения у учащихся развивается моторика, строится общение в своей группе, развиваются базовые и основные приёмы работы с простейшими инструментами, изучают устройство простых технических объектов. Умение хорошо владеть инструментом ручного труда приносит детям удовлетворение, сопровождается эмоциональным подъёмом. Такой труд имеет положительное влияние на развитие личности и на формирование устойчивых интересов к техническим занятиям. Эмоциональный подъём и интерес к технике позволяют создать благоприятные условия для развития инициативы учащихся, технической смекалки, формирования привычки постоянно пополнять свои знания и умения, а значит, и занимать активную жизненную позицию.

8 Список литературы и Интернет-ресурсов 1. Адрианов П.Н., Галагузова М.А. Развитие технического творчества младших школьников. М.: Просвещение, Журавлёва А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование. М.: Просвещение, Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах. М.: Просвещение, Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги. М.: Просвещение, Автомобилестроение СССР. М., НИИН автопром, Памятники грузовикам Яндекс 7. ЗАО «Брянский автомобильный завод» 8. novate.ru 10 легендарных советских грузовиков


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Изготовление игрушек и всевозможных поделок из бумаги, картона, ткани, природного и бросового материала занимательное и обогащающее ребенка занятие, во время которого ему будет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Увлечение техникой у детей, как правило, начинается в старшем дошкольном возрасте. В этот период у ребенка возникает масса вопросов, связанных со строением, механизмами действия и

Пояснительная записка Одной из актуальных проблем развертывания внеучебной работы по технике является широкое привлечение к техническому моделированию школьников младших классов. Техника вторгается в мир

Департамент образования городского округа Тольятти Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Родник» городского округа Тольятти УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «Родник»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Основы моделирования» предусматривает развитие у учащихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 18» Кружок «Умелые ручки» в старшей группе. Руководитель педагог Первой квалификационной категории Широкова Лариса Анатольевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 70» Кировского района г.саратова «Рассмотрено» Руководитель ШМО /Ф.И.О. Протокол от 20 г. «Согласовано» Заместитель директора

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДРОКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. ДЕКАБРИСТА М.М.СПИРИДОВА РАССМОТРЕНО: на заседании педсовета 1 «30» августа 2018 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Цель: Упражнять детей в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям, в предварительной зарисовке сооружений, в анализе схем и конструкций; развивать умение воспринимать предметы и явления в

Пояснительная записка Одной из главных задач обучения и воспитания учащихся на занятиях прикладным творчеством является развитие творческой культуры ребѐнка (развитие творческого нестандартного подхода

Направленность программы техническая ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель программы формирование сознательного интереса к технике, развитие конструкторских задатков и способностей, расширение политехнического кругозора.

Пояснительная записка В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них

Рабочая программа кружка «Мастерилка» для 3 класса на 2015/2016 учебный год Разработчик программы Воспитатель класса Перепечина Мария Викторовна Высшей квалификационной категории Москва 2015 2 I. Пояснительная

План программы. 1. Пояснительная записка. 2. Цели и задачи деятельности. 3. Содержание деятельности и образовательные технологии. 4. Организация образовательного процесса. 5. Результаты образовательного

Пояснительная записка В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления

МБДОУ д/с 21 МИНИ ПРОЕКТ Тема: «Волшебная бумага». Воспитатели Заковряшина С.В. Кривцова Е.А. Старшая групп, 2015г. Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только

Пояснительная записка Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Иркутска «Детско-юношеский центр «Илья Муромец» «Рассмотрено»: Методическим советом Протокол / " от «& 3» 2016 г. ДО г. Иркутска ец»

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 2. Задачи 3. Формируемые компетенции 4. Учебно-тематический план 5. Содержание образования 6. Материально-техническое оснащение 7. Литература СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ» Принята на заседании методического совета 01.09.2016г. Протокол 1 Утверждена приказом директора ЦВР 361 от 01.09.2016 г.

Дополнительная общеобразовательная программа «Ступени творчества» Пояснительная записка Образовательная программа «Ступени творчества» имеет художественноэстетическую направленность. Обучение по данной

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Конструирование и моделирование» Возраст учащихся 7-10 лет Срок реализации 2 года Составитель Назарова Нина Ивановна,

Рабочая программа по внеурочной деятельности (4 года) (общекультурное направление) «Умелые ручки» Количество часов: 1 год обучения: 1 час в неделю, в год 33 часа 2 год обучения: 1 час в неделю, в год 34

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 273» ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете Заведующим МБДОУ 273 протокол 1 от 31.08.2018 С.Б. Кирюшиной Приказ 169 от 31.08.2018

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности детского объединения «БУМАЖНЫЕ УЗОРЫ» Направление: художественно-эстетическое 1 класс Составитель: Калашникова Л.А., учитель начальных классов, первая категория;

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы «Школа 185 имени Героя Советского Союза, Героя Социалистического Труда В.С. Гризодубовой» Дополнительная

Образовательная программа «ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА» Автор: Мешари М.Т. ПДО СЮН Программа рассчитана на учащихся 7-10 лет. Срок реализации 2 года Пояснительная записка Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую

Пояснительная записка Актуальность Программа «Бумажная пластика» представляет собой вариант организации внеурочной деятельности младших школьников. Она предназначена для реализации в одном отдельно взятом

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия 8 города Евпатории Республики Крым» УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Гимназия 8» Лыкова Л.Л. «12» января 2015г. Рабочая программа кружка «Моя игрушка»

Программа внеурочной деятельности «Цветочные фантазии» п. Большой Исток 2016 Рабочая программа кружка «Цветочные фантазии» составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС школьного образования. Программа

Пояснительная записка Декоративно-прикладное искусство удивительный вид творчества, дающий возможность детям раскрыть свои способности. Разработки занятий помогут привить детям интерес к культуре, истокам

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебная» направление: общекультурное для 2-Б класса на 2016-2017 учебный год Составитель: Идрисова Ф.И учитель начальных классов высшей квалификационной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1948 «Лингвист-М» (ГБОУ Школа 1948) РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения

Пояснительная записка Бумага сама по себе кладовая фантазии и игры воображения. Изготовление игрушек, поделок из бумаги труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. На важность использования бумаги

Отдел образования Администрации Уйского муниципального района Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детей «Уйский центр внешкольной работы» Ж.И.Тагирова Педагогический совет 1 «Утверждаю»

Пояснительная записка Цели и задачи дополнительного образования направлены на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Направленность программы научно-техническая. Программа "Техническое творчество" направлена на развитие интереса к техническому моделированию, на развитие образного и логического

Название проекта: Детский сад будущего Тематическое поле: детский сад Автор проекта: Романова А.В, Штырева С.И. Проблема: в процессе проектной деятельности, где сохраняется и поддерживается познавательная

1 Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к учению; интерес к содержанию предмета «Технология»; желание принимать

И.Л. Третьякова учитель изобразительного искусства МОУ лицей 2 г. Волгограда Коллаж на уроках изобразительного искусства в начальной школе На уроках изобразительного искусства дети обучаются различным

ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. 1. Пояснительная записка 3 2. Учебно-тематический план 6 3. Содержание программы 7 4. Методическое обеспечение 9 5. Список литературы 6. Приложение «Календарно-тематическое планирование»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда средняя общеобразовательная школа 38 РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол 6 «27» мая 2017 «СОГЛАСОВАНО» на заседании ПС протокол

МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Утверждаю: И.о. заведующей МБДОУ «Детский сад «Солнышко» Л.П. Рябова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Разработал: воспитатель 1 категории Баранникова Н.А. г. Уварово 2014 г. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Липецк, 2006

КОНТУРНЫЕ МОДЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ……………………………….2

МОДЕЛЬ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ………………………………………….6

МОДЕЛЬ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ АМО-Ф-15 …………………….8

СИЛУЭТНАЯ МОДЕЛЬ БУЛЬДОЗЕРА ………………………………….11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….14

КОНТУРНЫЕ МОДЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ

Для постройки контурных моделей автомобилей нужны следующие материалы: фанера толщиной 3 – 4 мм, картон, жесть, стальная проволока диаметром 2 – 2,5 мм, клей ПВА и «Момент», припой, резиновая нить и эмалевые краски.

Прежде всего все детали модели вычерчиваются в натуральную величину. Если нужно построить много одинаковых моделей, то чертёж переносится на кальку – он будет служить дольше.

Лист фанеры зачищают мелкозернистой наждачной бумагой и накладывают на него копировальную бумагу, а сверху кнопками прикрепляют кальку с рабочим чертежом. Рисунок кузова автомобиля по длине должен быть размещён вдоль волокон верхнего слоя фанеры. Все линии чертежа аккуратно обводятся карандашом. Прямые линии нужно проводить, пользуясь линейкой, кривые – с помощью лекал, окружности – циркулем.


Форму силуэта автомобиля можно выполнить также и по шаблону, сделанному из плотного картона.

Контурную модель автомобиля изготовить нетрудно. Составные части этих моделей следующие: силуэт (контур) корпуса, колёса и резиномотор.

Все детали, изображённые на чертежах, выпиливают лобзиком, а затем придают им обтекаемую форму, закруглив края надфилями и наждачной бумагой. Колёса нужно выпиливать особенно тщательно, чтобы модель лучше двигалась. В крайнем случае, колёса можно применить и уже изготовленные на заводе.

Для придания модели более объемной формы верхнюю её часть, те кузов, склеивают из нескольких одинаковых деталей, наложенных одна на другую. После сборки кузов приклеивают к раме. Шипы должны плотно входить в гнёзда, вырезанные в раме.

Затем приступают к изготовлению ходовой части модели. Две жестяные скобки П – образной формы служат подшипниками для осей, на которые насаживают колёса. Скобки прикрепляют к раме мелкими гвоздями, или приклеивают клеем, или прикручивают мелкими шурупами. Отверстия в скобках и колёсах сверлят дрелью. Для осей берут проволоку диаметром 2 – 2,5 мм. Очень удобно использовать для этого старые велосипедные спицы, вязальные спицы и др. Свободный конец оси просовывают в отверстие подшипника, надевают пластмассовую шайбочку и насаживают колесо. Тоже делают и с другой стороны. Шайбочки надевают для того, чтобы не было продольного смещения оси и колёса не тёрлись о края рамы.

Чтобы колёса не буксовали, на обода колёс наклеивают узкую полоску наждачной шкурки или надевают на колёса резиновые шины, вырезанные из старой велосипедной камеры.

Ход модели проверяют на ровной поверхности стола. Колёса должны касаться поверхности стола и вращаться легко и ровно.

Особый интерес представляет модель грузового автомобиля, где на раму с той же ходовой частью можно установить объёмный кузов в размерах натуральной величины модели.

Далее на модель устанавливают резиномотор. Для изготовления резиномотора подходят резиновые нити или ленты с сечением различной формы. В продаже имеется специальная авиамодельная резинка в мотках, рыболовная резина, а также резина входящая в состав наборов с материалами для постройки различных резиномоторных моделей.

Простейший резиномотор: один конец резины прикрепляется к гвоздику, вбитому в переднюю часть рамы, другой – к задней оси. Двигатель заводят движением задних колёс модели: при этом резина наматывается на заднюю ось.

МОДЕЛЬ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ

Приступая к изготовлению модели бронеавтомобиля, в первую очередь определяют масштаб и габаритные размеры, а также материалы, из которых она будет сделана. Так, для изготовления крупных моделей желательно взять ДВП, водостойкую фанеру толщиной 2,5 – 4 мм, плотный картон или жесть; для малоразмерных – фанеру 1 – 2,5 мм, картон, тонкий листовой пластик. Отдельные детали можно выполнить из пенопласта типа ПВХ или ПС – 1.

Работа разделяется на два этапа: изготовление шасси в сборе и бронекорпуса.

Используя руководство по устройству грузового автомобиля, сделать балки переднего и заднего мостов. Раму шасси выпиливают из фанеры толщиной 4 -5 мм.


Для малоразмерных моделей допускается применение готовых колес из наборов «Конструктор», для больших диски колёс и шины придётся делать самостоятельно.

Перед изготовлением корпуса вырезать шаблоны и с их помощью разметить материал. Начинают с основных деталей корпуса и кузова: боковых панелей, листов крыши, передней и кормовой частей деталей бронекапота и др. После вырезки или выпиливания необходимо подогнать и обработать стыки. Предварительно прорезываются двери (или наклеиваются имитирующие их листы картона) и смотровые люки.

Машина имеет полностью бронированную только кабину. Вооружение – пушка или пулемёт за коробчатым щитом большого размера в кузове. Там же, в боковых амбразурах, располагается пулемёт, который можно переставить с борта на борт. Ещё один пулемёт находится в кабине.

Готовые детали склеиваются друг с другом. Окрашивать модель лучше в два этапа: после изготовления шасси и бронекорпуса загрунтовать и зашпаклевать их с последующей шлифовкой неровностей и нанесением первого слоя краски. Окончательную окраску неяркой зелёной «защитной» краской провести после сборки, проверки и устранения недоделок.

Для окраски можно воспользоваться аэрографом или пульверизатором. С их помощью краску удаётся нанести равномерным слоем.

Модель бронеавтомобиля можно дополнить деталями, имитирующими различные части корпуса модели: заклёпки бронекорпуса, ручки дверей и люков, подножки, лесенки и др. (заводские или собственного изготовления).

МОДЕЛЬ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ АМО –Ф – 15

1 ноября 1924 года рабочие завода АМО (теперь завод имени ёва – ЗИЛ) собрали первый советский грузовой автомобиль АМО –ф – 15.

Предполагается построить масштабную модель автомобиля АМО – Ф -15. Модель не является точной копией прототипа. Некоторое изменение масштаба и отсутствие нескольких деталей допущены с целью упрощения изготовления модели.

Работу по изготовлению модели начинают с кузова. Для работы потребуются следующие инструменты: лобзик с пилками, нож(резак),шило, плоскогубцы, напильники, надфили, наждачная бумага и др., а так же материалы: фанера 3 – 4 мм, ДВП, бруски и рейки, картон, толстый целлулоид и др.

Изготовление кузова начинают с выпиливания днища и боковин кузова. Эти детали по всей длине имеют неглубокие риски, имитирующие стыки досок кузова. На днище их 9, на боковинах по 6. Риски наносятся острым ножом с помощью железной линейки. Затем из подкузовных брусьев собирается остов. После сборки подкузовные брусья и инструментальные ящики приклеиваются к днищу кузова. Теперь остаётся приклеить на боковины накладки. По длине кузова их 4 , по ширине – 2.

Приступая к изготовлению кабины, обратить внимание на некоторые характерные особенности. На её задней стенке имеются риски, имитирующие стыки досок (их 11), и решётка заднего окна. Решётку проще всего изготовить из спичек. Для имитации радиатора можно использовать мелкую стальную, медную или латунную сетку, покрашенную в чёрный цвет.

Рама наиболее трудоёмкая часть модели. Сначала склеивают между собой продольный и поперечный лонжероны, уголки и поддоны рамы. Затем собирается передняя часть рамы и задние рессоры. Для предотвращения перекоса осей, проушины для крепления передних и задних колёс, задний мост и детали силовой передачи приклеиваются в последнюю очередь. Для изготовления карданного вала можно использовать обычные клеевые кисточки, а заднего моста – деталь, выточенную на токарном станке .

Для склейки деталей модели используют клей ПВА и клей «Момент». После сборки деталей и узлов начинается самая ответственная часть работы над моделью – подготовка её к покраске. От неё зависит внешний вид модели.

Все собранные детали зачищаются мелкой наждачной шкуркой. Щели, трещины тщательно шпаклюются нитрошпаклёвкой. Когда все детали отшпаклёваны и зачищены, приступают к их покраске.

Первые 10 автомобилей были окрашены в ярко – красный цвет. В дальнейшем окраска грузовиков была зелёной, серой или бежевой.

Распределение цвета такое: рама, подножка, приборная доска, рулевое управление, рычаги, решётка задней стенки кабины, крыша кабины и радиатор окрашиваются в чёрный цвет, всё остальное – в основной, например, тёмно – зелёный.

СИЛУЭТНАЯ МОДЕЛЬ БУЛЬДОЗЕРА

Цель работы: ознакомить учащихся с устройством резономотора, рационально планировать работу, находить способы соединения деталей из различных материалов, развивать самостоятельность в практической работе и т. д.

Материалы и инструменты: фанера, толстый картон, проволока, лобзик, резак, наждачная бумага, клей и т. д.

Ход работы:

1. Выпилить корпус и раму из фанеры.

2. Определить размеры двух кронштейнов в зависимости от ширины рамы, разметить, вырезать и согнуть кронштейны из жести.

3. Разметить выкройку отвала бульдозера, вырезать и согнуть ее.

4. Продумать крепление кронштейнов и отвала, укрепить их на раме.

5. Изготовить колеса. Каждое склеить из 3 дисков: одного внутреннего диам. 42 мм и двух наружных диам.50 мм.

6. С помощью проволочных осей (в работе можно использовать вязальные спицы) установить колеса на кронштейны. Гусеницы изготовить из тесьмы. Шов сделать по возможности гладким.

7. Установить резиномотор. Резина должна обхватывать гвоздик передней части рамы, а концы ее следует привязать к задней оси.

8. Укрепить корпус на раме при помощи шипов и прорезей.

Список литературы:

1. «Техническое конструирование».М., изд. ДОСААФ, 1977.

2. «Учите детей мастерить». М., Просвещение, 1980.

3. «Энциклопедия самоделок юного мастера». М., Молодая гвардия, 1992.

4. , «Модель и машина». М., Просвещение, 1982.

5. «Начинаем мастерить из древесины». М., Просвещение, 1979.

6. «Техническое моделирование» (сост.).СПб, «Кристалл», 1997.

7. «Техническая игрушка в трудовом воспитании детей». М., просвещение, 1982.

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей
ЦЕНТР

ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО)

ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

«ГОРОДСКОЙ» г.ЛИПЕЦКА

Методическая разработка

«Техника изготовления контурных моделей автомобилей на резиномоторах»


  • Контурные модели автомобилей;

  • Модель бронеавтомобиля;

  • Модель грузового автомобиля АМО – Ф – 15;

  • Силуэтная модель бульдозера.

педагог дополнительного образования

кружков «Действующие модели»

Шеффер Геннадий Анатольевич

Липецк, 2006

КОНТУРНЫЕ МОДЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ……………………………….2
МОДЕЛЬ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ………………………………………….6
МОДЕЛЬ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ АМО-Ф-15 …………………….8
СИЛУЭТНАЯ МОДЕЛЬ БУЛЬДОЗЕРА ………………………………….11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….14

КОНТУРНЫЕ МОДЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ
Для постройки контурных моделей автомобилей нужны следующие материалы: фанера толщиной 3 – 4 мм, картон, жесть, стальная проволока диаметром 2 – 2,5 мм, клей ПВА и «Момент», припой, резиновая нить и эмалевые краски.

Прежде всего все детали модели вычерчиваются в натуральную величину. Если нужно построить много одинаковых моделей, то чертёж переносится на кальку – он будет служить дольше.

Лист фанеры зачищают мелкозернистой наждачной бумагой и накладывают на него копировальную бумагу, а сверху кнопками прикрепляют кальку с рабочим чертежом. Рисунок кузова автомобиля по длине должен быть размещён вдоль волокон верхнего слоя фанеры. Все линии чертежа аккуратно обводятся карандашом. Прямые линии нужно проводить, пользуясь линейкой, кривые – с помощью лекал, окружности – циркулем.

Форму силуэта автомобиля можно выполнить также и по шаблону, сделанному из плотного картона.

Контурную модель автомобиля изготовить нетрудно. Составные части этих моделей следующие: силуэт (контур) корпуса, колёса и резиномотор.

Все детали, изображённые на чертежах, выпиливают лобзиком, а затем придают им обтекаемую форму, закруглив края надфилями и наждачной бумагой. Колёса нужно выпиливать особенно тщательно, чтобы модель лучше двигалась. В крайнем случае, колёса можно применить и уже изготовленные на заводе.

Для придания модели более объемной формы верхнюю её часть, те кузов, склеивают из нескольких одинаковых деталей, наложенных одна на другую. После сборки кузов приклеивают к раме. Шипы должны плотно входить в гнёзда, вырезанные в раме.

Затем приступают к изготовлению ходовой части модели. Две жестяные скобки П – образной формы служат подшипниками для осей, на которые насаживают колёса. Скобки прикрепляют к раме мелкими гвоздями, или приклеивают клеем, или прикручивают мелкими шурупами. Отверстия в скобках и колёсах сверлят дрелью. Для осей берут проволоку диаметром 2 – 2,5 мм. Очень удобно использовать для этого старые велосипедные спицы, вязальные спицы и др.Свободный конец оси просовывают в отверстие подшипника, надевают пластмассовую шайбочку и насаживают колесо. Тоже делают и с другой стороны. Шайбочки надевают для того, чтобы не было продольного смещения оси и колёса не тёрлись о края рамы.

Чтобы колёса не буксовали, на обода колёс наклеивают узкую полоску наждачной шкурки или надевают на колёса резиновые шины, вырезанные из старой велосипедной камеры.

Ход модели проверяют на ровной поверхности стола. Колёса должны касаться поверхности стола и вращаться легко и ровно.
Особый интерес представляет модель грузового автомобиля, где на раму с той же ходовой частью можно установить объёмный кузов в размерах натуральной величины модели.

Далее на модель устанавливают резиномотор. Для изготовления резиномотора подходят резиновые нити или ленты с сечением различной формы. В продаже имеется специальная авиамодельная резинка в мотках, рыболовная резина, а также резина входящая в состав наборов с материалами для постройки различных резиномоторных моделей.

Простейший резиномотор: один конец резины прикрепляется к гвоздику, вбитому в переднюю часть рамы, другой – к задней оси. Двигатель заводят движением задних колёс модели: при этом резина наматывается на заднюю ось.

МОДЕЛЬ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ

Приступая к изготовлению модели бронеавтомобиля, в первую очередь определяют масштаб и габаритные размеры, а также материалы, из которых она будет сделана. Так, для изготовления крупных моделей желательно взять ДВП, водостойкую фанеру толщиной 2,5 – 4 мм, плотный картон или жесть; для малоразмерных – фанеру 1 – 2,5 мм, картон, тонкий листовой пластик. Отдельные детали можно выполнить из пенопласта типа ПВХ или ПС – 1.

Работа разделяется на два этапа: изготовление шасси в сборе и бронекорпуса.

Используя руководство по устройству грузового автомобиля, сделать балки переднего и заднего мостов. Раму шасси выпиливают из фанеры толщиной 4 -5 мм.

Для малоразмерных моделей допускается применение готовых колес из наборов «Конструктор», для больших диски колёс и шины придётся делать самостоятельно.

Перед изготовлением корпуса вырезать шаблоны и с их помощью разметить материал. Начинают с основных деталей корпуса и кузова: боковых панелей, листов крыши, передней и кормовой частей деталей бронекапота и др. После вырезки или выпиливания необходимо подогнать и обработать стыки. Предварительно прорезываются двери (или наклеиваются имитирующие их листы картона) и смотровые люки.

Машина имеет полностью бронированную только кабину. Вооружение – пушка или пулемёт за коробчатым щитом большого размера в кузове. Там же, в боковых амбразурах, располагается пулемёт, который можно переставить с борта на борт. Ещё один пулемёт находится в кабине.

Готовые детали склеиваются друг с другом. Окрашивать модель лучше в два этапа: после изготовления шасси и бронекорпуса загрунтовать и зашпаклевать их с последующей шлифовкой неровностей и нанесением первого слоя краски. Окончательную окраску неяркой зелёной «защитной» краской провести после сборки, проверки и устранения недоделок.

Для окраски можно воспользоваться аэрографом или пульверизатором. С их помощью краску удаётся нанести равномерным слоем.

Модель бронеавтомобиля можно дополнить деталями, имитирующими различные части корпуса модели: заклёпки бронекорпуса, ручки дверей и люков, подножки, лесенки и др. (заводские или собственного изготовления).

МОДЕЛЬ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ АМО –Ф – 15

1 ноября 1924 года рабочие завода АМО (теперь завод имени И.А. Лихачёва – ЗИЛ) собрали первый советский грузовой автомобиль АМО –ф – 15.

Предполагается построить масштабную модель автомобиля АМО – Ф -15. Модель не является точной копией прототипа. Некоторое изменение масштаба и отсутствие нескольких деталей допущены с целью упрощения изготовления модели.

Работу по изготовлению модели начинают с кузова. Для работы потребуются следующие инструменты: лобзик с пилками, нож(резак),шило, плоскогубцы, напильники, надфили, наждачная бумага и др., а так же материалы: фанера 3 – 4 мм, ДВП, бруски и рейки, картон, толстый целлулоид и др.

Изготовление кузова начинают с выпиливания днища и боковин кузова. Эти детали по всей длине имеют неглубокие риски, имитирующие стыки досок кузова. На днище их 9, на боковинах по 6. Риски наносятся острым ножом с помощью железной линейки. Затем из подкузовных брусьев собирается остов. После сборки подкузовные брусья и инструментальные ящики приклеиваются к днищу кузова. Теперь остаётся приклеить на боковины накладки. По длине кузова их 4 , по ширине – 2.

Приступая к изготовлению кабины, обратить внимание на некоторые характерные особенности. На её задней стенке имеются риски, имитирующие стыки досок (их 11), и решётка заднего окна. Решётку проще всего изготовить из спичек. Для имитации радиатора можно использовать мелкую стальную, медную или латунную сетку, покрашенную в чёрный цвет.

Рама наиболее трудоёмкая часть модели. Сначала склеивают между собой продольный и поперечный лонжероны, уголки и поддоны рамы. Затем собирается передняя часть рамы и задние рессоры. Для предотвращения перекоса осей, проушины для крепления передних и задних колёс, задний мост и детали силовой передачи приклеиваются в последнюю очередь. Для изготовления карданного вала можно использовать обычные клеевые кисточки, а заднего моста – деталь, выточенную на токарном станке.

Для склейки деталей модели используют клей ПВА и клей «Момент». После сборки деталей и узлов начинается самая ответственная часть работы над моделью – подготовка её к покраске. От неё зависит внешний вид модели.

Все собранные детали зачищаются мелкой наждачной шкуркой. Щели, трещины тщательно шпаклюются нитрошпаклёвкой. Когда все детали отшпаклёваны и зачищены, приступают к их покраске.

Первые 10 автомобилей были окрашены в ярко – красный цвет. В дальнейшем окраска грузовиков была зелёной, серой или бежевой.

Распределение цвета такое: рама, подножка, приборная доска, рулевое управление, рычаги, решётка задней стенки кабины, крыша кабины и радиатор окрашиваются в чёрный цвет, всё остальное – в основной, например, тёмно – зелёный.

СИЛУЭТНАЯ МОДЕЛЬ БУЛЬДОЗЕРА
Цель работы: ознакомить учащихся с устройством резономотора, рационально планировать работу, находить способы соединения деталей из различных материалов, развивать самостоятельность в практической работе и т.д.
Материалы и инструменты: фанера, толстый картон, проволока, лобзик, резак, наждачная бумага, клей и т.д.
Ход работы:


  1. Выпилить корпус и раму из фанеры.

  2. Определить размеры двух кронштейнов в зависимости от ширины рамы, разметить, вырезать и согнуть кронштейны из жести.

  3. Разметить выкройку отвала бульдозера, вырезать и согнуть ее.

  4. Продумать крепление кронштейнов и отвала, укрепить их на раме.

  5. Изготовить колеса. Каждое склеить из 3 дисков: одного внутреннего диам. 42 мм и двух наружных диам.50 мм.

  6. С помощью проволочных осей (в работе можно использовать вязальные спицы) установить колеса на кронштейны. Гусеницы изготовить из тесьмы. Шов сделать по возможности гладким.

  7. Установить резиномотор. Резина должна обхватывать гвоздик передней части рамы, а концы ее следует привязать к задней оси.

  8. Укрепить корпус на раме при помощи шипов и прорезей.

Список литературы:


  1. Горский В.А. «Техническое конструирование».М., изд. ДОСААФ, 1977.

  2. Гульянц Э.К. «Учите детей мастерить». М., Просвещение, 1980.

  3. Иванов Б.С. «Энциклопедия самоделок юного мастера». М., Молодая гвардия, 1992.

  4. Костенко В.И., Столяров Ю.С. «Модель и машина». М., Просвещение, 1982.

  5. Мартенссон А. «Начинаем мастерить из древесины». М., Просвещение, 1979.

  6. «Техническое моделирование» (сост.Марина З.).СПб, «Кристалл», 1997.

  7. Эйдельс Л.М. «Техническая игрушка в трудовом воспитании детей». М., просвещение, 1982.

Раздел: Технологии изготовления моделей из бумаги и картона.

Тема занятия: изготовление макета автомобиля из бумаги и картона.

Цель:

Вырезать детали автомобиля напечатанные на картоне. Склеить автомобиль из вырезанных деталей.

Задачи:

Научиться точному вырезанию деталей.

Внедрить технологию сборки простейших объемных моделей.

Развивать навыки работы по вырезанию и склейки деталей модели.
- Привить творческий подход к выполняемой работе, аккуратность,
трудолюбие.

Материально техническое оснащение:

- Распечатанная на бумаге развертка автомобиля;

Материалы: картон, клей ПВА;

Инструменты: ножницы, карандаш, линейка, кисточка;

Ход занятия:

Организационный момент.

Проверка присутствующих на занятии, подготовка мест для работы, распределение инструментов и материалов.

Вводная часть.

Вступительная беседа, озвучивание темы занятия;

Объяснение этапов сборки модели;

Техника безопасности при работе с режущим инструментом (ножницы), клеем, карандашом;

Технология работы с материалами (картон, бумага, клей).

Основная часть.

Объяснение нового материала.

Сегодня на занятии мы будем собирать макет автомобиля.

Принцип устройства автомобиля одинаков. Автомобили представляют собой набор механизмов и деталей, взаимно связанных между собой. Каждый автомобиль состоит из двигателя, ходовой части, механизмов управления и кузова. Корпус автомобиля предназначен для размещения водителя, пассажиров и грузов. Макеты автомобилей можно изготавливать из различных материалов. Мы будем собирать кузов автомобиля распечатанный в виде выкройки на листе бумаги.

Порядок сборки модели.

  • Вырезаем из листа бумаги детали кузова автомобиля.
  • Вырезанные детали кузова наклеиваем на лист картона в определенном порядке.
  • При наклейке плотно приглаживаем детали с помощью тряпочки к картону. Удаляем лишний клей с поверхности наклеенных деталей.
  • После подсыхания клея выраниваем лист картона.
  • Вырезаем детали наклеенные на картон и складываем на столе в порядке их соединения.
  • Сгибаем (при помощи линейки) детали в соответствии с нарисованными линиями сгиба.
  • Придаем деталям необходимую изогнутость и наклон (в соответствии с чертежом).
  • Последовательно склеиваем детали с использованием кисточки и клея в установленном порядке.
  • Снизу вставляем днище, приклеивая его к боковым стенкам кузова.
  • Вставляем колеса в отверстия кузова

Дизайн модели

  • Из цветной бумаги вырежем фары, стекла кабины можно изготовить из прозрачной пленки, диски колес и другие детали можно смоделировать по вашему усмотрению. Приклеим их на свои модели.

Вся работа детей выполняется под руководством педагога, который направляет и корректирует действия учащихся, исправляет ошибки.

4. Заключительная часть.

Дети демонстрируют изготовленную модель автомобиля, отмечаются лучшие работы, анализируются недостатки и ошибки в их выполнении;

Уборка рабочих мест, складывание инструментов и материалов.

Предварительный просмотр:

Тема занятия : Изготовление модели водного транспорта

Цель Совершенствовать технику работы с бумагой и картоном, развивать творческие способности учащихся. Научить учащихся изготавливать модель кораблика из бумаги.

Задачи:

  1. Сформировать у детей представления о водном транспорте;
  2. Привить элементы творчества и фантазию;
  3. Получить сведения о типах кораблей;
  4. Закрепить знания о названии основных частей корабля и их предназначении.
  5. Сделать модель корабля из бумаги.

Оборудование:

  • материалы: белая и цветная бумага, клей, картон;
  • инструменты: карандаши, линейка, ножницы, клей;
  • наглядность: образец модели, чертёж, иллюстрации.

Ход занятия

Организационный момент.

  • проверка детей по списку;
  • разбор прошлого занятия.

Проверка готовности рабочих мест.

В наличии карандаши, ножницы, клей, линейка, белая и цветная бумага, картон.

Объяснение нового материала: Знакомство с водными видами транспорта.

Водные виды транспорта: морской, речной, озерный.

Водным транспортом - называется конструкция, способная перемещаться по воде, неся на себе определённые грузы и людей. Таким образом, судном будет и байдарка, океанский лайнер.

Суда, построенные для военных целей и входящие в состав военного флота, принято называть кораблями.

Маломерные суда используются для туристских походов, прогулок, рыбной ловли и охоты, спорта и т.д.

Маломерные суда, подразделяются на следующие основные типы:

Моторные лодки, катера, яхты, глиссеры.

Основные элементы судна : нос, корма, палуба, борт.

А что еще есть на судне?

Надстройки: мачты, киль, паруса.

Знакомство с технической терминологией: (корпус, леерное ограждение, рубка, спасательные круги, шлюпки, жилеты, дымовые трубы, троса, якорь, иллюминаторы, трап, каюты, камбуз, кубрик, мед. пункт)

Технология изготовления лодочки , показ и анализ образца

Ход работы.

Сегодня на занятии вы должны будете изготовить по чертежу лодочку.

Последовательность работы с чертежом:

  • Вырезаем детали лодочки напечатанные на листе бумаги.
  • Наклеиваем вырезанные детали на плотный картон при помощи клея ПВА и кисточки.
  • Плотно приглаживаем приклеенные к картону детали и удаляем лишний клей.
  • После высыхания клея вырезаем детали лодочки из картона.
  • При помощи линейки сгибаем детали по линиям, нарисованным на чертеже.
  • Устанавливаем наклон деталей относительно друг друга.
  • Склеиваем детали в установленном порядке, согласно технологии сборки модели.
  • После высыхания модели устраняем недоделки и неточности.
  • Доводим модель до готовности, деталировкой и подкрашиванием.

техника безопасности при работе с ножницами и клеем

  • Храни ножницы в указанном месте, в определённом положении.
  • Клади на стол так, чтобы они не свешивались на край стола.
  • При работе следи за направлением реза.
  • Не держи ножницы острыми концами вверх.
  • Не оставляй их в раскрытом виде.
  • Не режь на ходу.
  • Передавай ножницы закрытыми, держа за рабочую часть, кольцами от себя.

Итог занятия.

Проверка правильности изготовления модели. Выявление ошибок, недоделок и их исправление.

Сегодня вы познакомились с видами водного транспорта, узнали основные части корабля, научились изготавливать модель лодочки.

Уборка рабочих мест.

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Изготовление модели воздушного транспорта

Цель занятия: изготовление модели планера из различных материалов.

Задачи:

Образовательные :

1. Повторить свойства воздуха и виды летательных аппаратов.

2. Научить изготовлению простейшей летающей модели.

3. Познакомить с принципами устойчивого полета, обучить приемам регулирования модели в полете.

Воспитательные:

Сформировать интерес к проведению опытов с летающими моделями.

Развивающие:

1. Способствовать развитию любознательности, стремления к совершенствованию продукта своего труда.

2. Развивать внимание, пространственное воображение, творческое мышление.

Оборудование:

· Инструкционные карты;

· Карточки с новыми понятиями: планёр, фюзеляж, киль, стабилизатор, угол атаки, центровка;

· Материалы и инструменты для изготовления модели: картон, рейки, пенопласт, ножницы, линейки, клей, маркеры.

Организационный момент

Сообщение темы и постановка учебной задачи.

У самолета, который мы будем изготавливать, есть особое название – планёр. Планёр – это самолет без двигателя. Сделаем такой же? Сегодня мы с вами научимся не только строить планёр, запускать его, но и будем испытывать его.

Изготовление модели планёра

Корпус самолета называется фюзеляжем. В передней части фюзеляжа расположена кабина экипажа, а сзади находится хвостовое оперенье, состоящее из киля , на котором находится руль поворота и двух стабилизаторов , на которых находятся рули высоты , а еще крыло.

Выполняем работу в следующем порядке (инструкционная карта):

1. Вырезаем детали хвоста: киль и стабилизатор.

2. Делаем разрезы на киле и стабилизаторе по линиям видимого контура.

3. Отогнуть клапаны на киле по линиям сгиба в разные стороны.

4. На лицевую (цветную) сторону стабилизатора ровно по центру приклеить киль

5. Пока клей сохнет: вырезать крыло.

6. Закрепить крыло по середине фюзеляжа на клеящую полоску, соблюдая направления стрелок (угол атаки , центр детали).

7. Закрепить хвостовую часть на конце фюзеляжа при помощи клеящей полоски, соблюдая направления стрелок.

8. Обозначить номер изготовленного планёра.

9. Отцентровать планер.

Запуск и регулировка моделей

Прежде, чем приступить к запуску моделей мы должны понять, почему же летит планёр. Проведем с вами вот такой опыт: возьмем лист бумаги. Как вы думаете, если я буду дуть на него снизу, что будет? А сверху? Изогнутая часть листа поднимается высоко вверх, хотя вы дуете прямо на неё! Почему? Подув, вы снизили давление на верхнюю часть листа. Давление снизу оказалось больше, и лист поднялся. Когда вы дуете, скорость воздушного потока увеличивается, воздух как бы разряжается, следовательно, давление – снижается. Попробуй легко послать планер вперед и вверх. Воздух давит снизу вверх на крылья, поэтому планер летит. Давайте запустим наши модели.

Если планёр падает резко носом – это значит пикирует,

Летит неустойчиво: то вверх, то вниз – кабрирует.

Давайте вспомним, что за надрезы у нас на стабилизаторах и киле? Рули высоты и поворота (еще они называются элероны или закрылки).

Как сделать так, чтобы наш простой планёр летел не только прямо, а поворачивал при полете налево или направо? Как полетит планёр, если загнуть закрылок на руле киля вправо? Что произойдет, если мы загнем закрылок на киле влево? Попробуем запустить планёр еще раз. Воздух давит на закрылки и заставляет планёр поворачивать.

Как полетит планёр, если загнуть закрылок на руле стабилизатора вверх? Что произойдет, если мы загнем закрылок вниз? Воздух давит на закрылки и заставляет планёр подниматься или наклоняться.

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Сегодня вы узнали только каплю о воздушном океане и его кораблях.

Какие новые слова мы использовали? Что они обозначают? Что вам понравилось больше всего?

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Сборка модели образцу.

Цели: дать первоначальные знания о самолетостроении;

Познакомить с функциями планеров и самолетов;

Сравнить конструкции планера и самолета;

Совершенствовать умения самостоятельной работы;

Помочь освоить основные понятия используемые в авиамоделировании.

Задачи:

Образовательные:

ознакомление с конструкцией модели планера,

усвоение воспитанниками различных видов технологических операций, ознакомление с технологией изготовления модели планера. Развивающие:

развитие навыков и умений работы с инструментами для обработки древесины. Воспитательные:

воспитывать прилежание, аккуратность в работе, целеустремлённость,

способствовать развитию умения самостоятельной работы в мастерской. Тип урока: комбинированный.

Оборудование: схематическая модель планера, бумага, клей, картон, линейка, карандаш.

План урока:

План урока составлен с использованием элементов технологии личностно-ориентированного обучения и элементов групповых технологий обучения.

Структура занятия, подбор учебного материала осуществляется с учетом требований учебной нагрузки соответствующей данной возрастной категории.

Этап урока

Цель

Методы и приемы

Организационный момент

Приветствие,

проверка явки учащихся, проверка готовности к занятиям

Рассказ

Мотивация и целепо-логание

Формулировка целей и задачей урока

Рассказ

Ознакомить учащихся с информацией об истории авиации. Профессиями связанными с ней. Значении авиации.

Рассказ

Актуализация знаний

Проверка исходного уровня знаний по теме

Фронтальная беседа, групповой опрос

Вводный инструктаж

Инструктаж по технике безопасности. Объяснение хода работы.

Рассказ

Самостоятельная ра-

Применение теоретических зна-

Изготовление деталей

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

Педагог делает оценку готовности группы к занятию. Мотивация и целепологание.

Сегодня мы займемся изготовлением модели схематического планера. Модель

состоит из трех основных частей - фюзеляж, крыло и стабилизатор.-Все эти части

мы с вами будем изготавливать из приготовленных материалов.

Педагог показывает модель самолета, на которой показывает его части и общий

вид.

Организация познавательной деятельности

  • А где собирают самолеты?
  • Работа в парах

Что вызнаете о планерах и самолетах и их основных деталях конструкции?

  • Что знаете конструкторах самолетов?
  • Рассказ учителя о конструкторах самолетов

Люди каких профессий совершают полеты на самолетах? (Летчики)

Летчик- специалист, управляющий самолетом, вертолетом.

Сегодня авиация - надежный, удобный и самый быстрый вид транспорта.

День Воздушного Флота России празднуют ежегодно в третье воскресенье

Августа.

Актуализация знаний.

Из каких основных частей состоит планер, самолет? (Фюзеляж с килем, крыло, стабилизатор)

Какие функции возложены на каждую часть самолета? (Фюзеляж служит для соединения всех частей самолета, а также в нем располагается основная часть полезной нагрузки; крыло - создает подъемную силу, а элероны, которые установлены на крыле, позволяют управлять самолетом по крену; стабилизатор служит для балансировки самолета и управления им)

Педагог оценивает уровень знаний обучающихся, в связи с этим планирует дальнейшую деятельность группы (использование элементов технологии личностно-ориентированного обучения и элементов групповых технологий обучения).

Вводный инструктаж.

Давайте вспомним, как правильно пользоваться инструментами, которые вам необходимы для выполнения задания. Пользуйтесь исправным инструментом. Передавайте инструмент другим режущей частью к себе. Храните инструмент в специальном футляре или ящике. (Соблюдение правил использования инструментов позволяет избежать травматизма).

Педагог раздает заготовки и шаблоны деталей модели. Воспитанники начинают и выполняют работу соответственно размерам и параметрам изделия.

В процессе объяснения технологии изготовления модели педагог наблюдает за ребятами для выбора методов и приемов выполнения практического задания, обращая внимание на психологические особенности воспитанников, учитывая их индивидуальные особенности в процессе обучения (использование элементов технологии личностно-ориентированного обучения).

Самостоятельная работа учащихся.

Воспитанники знакомятся с шаблонами деталей. Далее они должны ознакомиться с формой заготовки. Разметить лист древесины, приложив шаблон и перенеся требуемые размеры детали на заготовку. Воспитанники должны произвести подбор необходимого инструмента. Далее с помощью инструкции произвести обработку заготовки по форме детали.

В процессе наблюдения педагог выявляет уровень усвоения и понимания знаний воспитанниками и вносит коррективы в процесс работы, усложняя или упрощая задания. Это позволяет реализовать индивидуальный подход к содержа нию обучения, обеспечивая развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка (использование элементов технологии личностно-ориентированного обу чения).

Исправляем ошибки в процессе выполнения самостоятельной работы. Кон тролируем соблюдение техники безопасности, правильность использования инструмента.

Ключевые понятия. Технический рисунок, чертеж, масштаб, единицы измерения; линии в чертеже.

Практическое изготовление изделия соответственно разработанному проекту по эскизу, чертежу или техническому описанию называют – техническим конструированием .

Модель – это упрощенное отображение объекта (изделия) и его составных частей, выполненное в масштабе.

Модель отражает внешнее сходство изделия и знакомит с принципом его работы. Модели бывают статические, или неподвижные, и динамические, т.е. подвижные.

Макет – копия изделия в уменьшенном размере с точным соблюдением пропорций и масштаба.

Модели нужны для того, чтобы уточнить особенности конструкции будущего изделия и учесть их при изготовлении исследовательского образца, который обязательно будет проходить испытание. В случае необходимости в конструкцию вносятся изменения и дополнения до тех пор, пока не будет достигнуто полного соответствия замыслу или поставленной задаче. (Пример: испытание самолетов, автомобилей, испытание моделей или макетов осуществляют в тех случаях когда невозможно подвергнуть испытанию оригинал изделия из-за его очень больших размеров.

На чертеже предмет изображают таким образом, чтобы как можно точнее передать его строение. Преимущество всегда следует отдавать изображениям в натуральную величину. Но не все предметы можно так начертить. Поэтому при выполнении чертежей изображение предметов условно уменьшают или увеличивают. Отношение размеров изображения предмета на чертеже к его действительным размерам называют масштабом чертежа.

Масштаб чертежа показывает, во сколько раз изображение предмета уменьшено или увеличено в сравнении с самим предметом.

Например: масштаб 1: 2 означает, что размеры изображения на чертеже вдвое меньше, чем размеры самого означает, что размеры изображения на чертеже вдвое меньше, чем размеры самого предмета. Масштаб 5: 1 показывает, что размеры изображения на чертеже в 5 раз больше, чем действительные размеры предмета.

Масштаб – это отношение линейных размеров изображаемого предмета на чертеже к его натуральным размерам.

Начиная изготовление модели, необходимо понимать строение будущего изделия, его назначение и принцип действия, а так же выяснить взаимное расположение отдельных элементов и способы их соединения между собой. При необходимости выполняется эскиз или развертка изделия. Проставляются размеры.

На примере куба. Изучение чертежа начинаем с анализа геометрических форм изображаемого предмета и его частей.

Практическая работа .

Рассмотрим куб.

Наглядное изображение (из каких геометрических фигур состоит (6 граней)). 4 боковые стороны, верхняя и нижняя.

Анализируем чертеж. Габаритные размеры, положение чертежа на листе, линии чертежа.

В тетрадях развертка не поместится по этому, выполняем в масштабе 1: 2 (уменьшения в 2 раза). Грань куба – это квадрат со стороной 50 мм – вы берете 1: 2 в масштабе (25 мм).

Выполнение чертежа в тетрадях (учитель выполняет на доске, комментирует последовательность построения, проставляет размеры). В процессе построения помощь ученикам.

Подведение итогов, оценивание результатов работы.

  1. Оценивание выполненных чертежей (анализ).
  2. Итог: Что нового узнали на уроке?
  3. Какой чертеж научились выполнять?

Домашнее задание: из бумаги изготовить развертку (модель) будущего изделия.