Порядок проводов зажигания газ 53. Контактно-транзисторная система зажигания автомобилей

Каковой порядок зажигания на грузовом автомобиле ГАЗ-53: установка и регулировка СЗ своими руками

Система зажигания играет важную роль для ДВС. Как устранить неисправности на шкоде самостоятельно, мануал, схемы, газ на шкоду. От бесперебойной работы СЗ зависит своевременность и мощность образования искры и высококачественное сгорание топливно-горючей консистенции. Как настроить верно порядок зажигания ГАЗ-53 , как устроена сама система, какие у нее главные неисправности – говорится в данной статье.

Устройство системы зажигания ГАЗ-53

Для того, чтоб чинить и настраивать СЗ на ГАЗ-53, следует знать, как она устроена.

На данных грузовиках установлена бесконтактная СЗ, которая состоит из последующих компонент:

  • источник питания – АКБ;
  • коммутатор;
  • провода;
  • дополнительное реле;
  • катушка;
  • прерыватель-распределитель;
  • указатель тока;
  • резисторный элемент;
  • замок зажигания (выключатель).

Зная устройство СЗ, схему подключения ЗЗ и других ее компонент, также функции, которые делает каждый элемент, можно по признакам найти проблемы и убрать их причину. Как установить противотуманки на «калину»?. Все составляющие СЗ можно распределить на группы по выполняемым задачкам.

Для обычной работы ДВС нужно выполнение последующих критерий:

  • мощная искра;
  • соответствие меж образованием искры и работой силового агрегата ;
  • отсутствие пропусков образования искры.

Вся система электронного зажигания представляет собой две цепи: первичную и вторичную.

В первичную входят такие элементы:

  • АКБ с многожильными кабелями большого сечения;
  • выключатель, подающий питание в цепь;
  • первичная обмотка;
  • прерыватель распределитель, находящийся в трамблере;
  • коммутаторное устройство, обеспечивающее стабильность работы;
  • сопротивление необходимое для успешного запуска двигателя и разгрузки КЗ, исключающее ее перегрев.

Вторичная цепь включает в себя:

  • распределитель;
  • провода для подачи высоковольтного тока;
  • свечи.

Когда первичная цепь получает питание, в прерывателе возникает магнитное поле. Вращения трамблера прерывают ток в этом месте, что приводит к исчезновению магнитного поля. В этот момент на вторичной обмотке возникает сигнал, который переходит на цилиндры.

Фотогалерея

Успешное искрообразование обеспечивается стабильной работой мотора и появлением достаточного напряжения на электродах. На мощность искры влияют размеры зазоров между электродами и величина поступающего напряжения.

При слабой искре или ее отсутствии увеличивается расход топлива, падает мощность двигателя.

Возможные неисправности СЗ: признаки и причины

Неисправности в СЗ отражаются на мощности силового агрегата , она снижается, и экономичном расходовании горючего.

Можно назвать следующие причины нестабильной работы СЗ на ГАЗ-53:

  1. Перегрев коммутатора или выход его из строя. Когда коммутатор перегревается, исчезает искра и двигатель не запускается. Завести двигатель становится возможным только после того, как он остынет и появится искра. Катушка также подвержена перегреву.
  2. Пробой в высоковольтных проводах. Это происходит, если провод держится недостаточно крепко в крышке трамблера: мотор будет работать нестабильно, с перебоями. Пробой проводов заметен в темноте - проскакивают искры голубого цвета.
  3. Прогорела крышка на прерывателе-распределителе. Обнаружить неисправность можно при визуальном осмотре. Возможно подгорание в месте, где установлен уголок с пружиной. Принцип работы и параметры исправного бензонасоса на ваз 2110. Как проверить работоспособность, демонтировать, на что обратить внимание при выборе замены и установить бензонасос. Крышка должна быть без дефектов, не должна иметь выбоин, трещин.
  4. Могут подгореть контакты бегунка трамблера.
  5. Пробой свечей.

Установка зажигания ГАЗ 53,ГАЗ 66.(ЗМЗ 53)контактно-транзисторная

Устанавливаем момент зажигания на двигателе ЗМЗ 53 с контактно-транзисторной системой на автомобилях ГАЗ 53 ,.

Установка зажигания ЗМЗ 53 безконтактное ГАЗ-53,ГАЗ-3307,ГАЗ-66.

Устанавливаем момент зажигания на двигателе ЗМЗ-53 безконтактное.

Если на вакуумном регуляторе трамблера диафрагма делает пропуски, то наблюдается падение мощности мотора. При этом если резко газовать, то силовой агрегат будет захлебывается и может перегреться. Трамблер выходит из строя редко, чаще всего причиной его поломки является износ по причине выработанного ресурса.

Инструкция по настройке зажигания

Причиной перегрева мотора и падения его мощности может быть позднее зажигание . Это может проявляться хлопками во впускном коллекторе. Поэтому нужно знать, как установить правильно зажигание (автор видео - Наиль Порошин).

Установка выполняется по меткам следующим образом:

  1. Сначала нужно поршень на первом цилиндре выставить в ВМТ и совместить метку указателя установки с меткой на шкиве коленчатого вала.
  2. Далее коленвал нужно поворачивать против движения часовой стрелки до совпадения риски 9 на указателе и метки на его шкиве.
  3. Затем нужно ослабить болт верхней пластины корректора, благодаря которому она крепится к прерывателю.
  4. Далее нужно подключить один провод контрольки к кузову авто (массе) и второй к клемме прерывателя. После включения зажигания прерыватель следует медленно поворачивать до момента, как засветится контролька. Это говорит о том, что контакты начали размыкаться.
  5. Теперь нужно затянуть крепежный болт прерывателя и установить крышку и ротор. На участке, противоположном тому, на котором устанавливалась пластина ротора, нужно присоединить высоковольтный провод к свече на 1-м цилиндре. Как установить развал схождение на ваз схождения колес, так как от сделать самому в. Как часто в гаи смотрят номер рамы на уазах при (от газ 53 на уаз) а где номер на старой. Оставшиеся провода присоединяются к свечам цилиндров, согласно порядка, в котором они работают: 1-5-4-2-6-3-7-8.

Выставлять момент зажигания ГАЗ-53 нужно точно, так как при отклонениях падает мощность мотора и повышается расход топлива. Кроме того, возможно прогорание клапанов, поршней, пробои в прокладке ГБЦ и другие неполадки, связанные с детонацией.

Поэтому окончательная регулировка выполняется на работающем двигателе, который прогревается до температуры ОЖ в пределах 80 - 90 градусов. При работающем на холостых оборотах двигателе нужно гаечным ключом на «10» ослабить крепеж трамблера, чтобы его можно было провернуть. Слегка провернув трамблер против хода часовой стрелки, затягиваем болт крепления.

Нажимая на газ, как работает силовой агрегат. Если слышен «звон пальцев», то есть возникает детонация, проворачиваем трамблер по часовой стрелке в обратном направлении. Путем проб и ошибок устанавливаем нужный угол опережения.

Проверка делается на движущемся транспортном средстве. При стабильной работе силового агрегата настройка больше не нужна.

Порой трамблер отодвинут в крайнее положение, а регулировки не хватило. В этом случае нужно проконтролировать положение привода трамблера относительно двигателя.

Выполняется проверка на неработающем моторе:

  1. Сначала выставляются метки на переднем шкиве коленвала. Они должны совпадать на 1-м и 6-м цилиндрах. Чтобы не совершить ошибку, лучше снять крышку клапанов с первых 4-х цилиндров и проверить клапана. При правильном положении меток клапана в 1-м цилиндре будут свободными.
  2. Сняв трамблер осматриваем, как установлен привод. Если он расположен параллельно мотору, то необходима его замена или ремонт, регулировка, в этом случае, не поможет.
  3. Если положение привода неправильное, нужно открутить гайку крепления и снять деталь.
  4. После того, как привод будет полностью установлен на свое место, нужно проверить, чтобы канавка под трамблер шла параллельно ДВС (по ходу движения машины), а небольшой участок втулки на трамблере смотрел на 4-й и 8-й цилиндры (в сторону водителя). Опытным путем нужно добиться правильного положения привода распределителя.

Заключение

Следует выполнять настройку зажигания до тех пор, пока при значительной нагрузке на силовой агрегат двигателя будет появляться лишь небольшая детонация. Если выставлено раннее зажигание , это грозит пробоем прокладки ГБЦ и прогоранием клапанов и поршней. Как снять и установить головку блока цилиндров на ваз 2114. Как поменять на газ 31105 радиатор отопителя. И как. Если искра проскакивает позже, то увеличивается расход горючего, и возможен перегрев мотора. Точная установка выполняется с помощью стробоскопа.

Видео «Настройка зажигания по лампочке»

Как выставить зажигание по лампочке, демонстрирует следующий ролик (автор видео - Наиль Порошин).

72 73 74 75 76 77 78 79 ..

ГАЗ-52-04. Установка зажигания

Для установки момента зажигания при снятых с двигателя распределителе и масляном насосе необходимо:

1) коленчатый вал установить в положение в. м. т. конца хода сжатия в первом цилиндре;

2) установить масляный насос;

3) установить распределитель зажигания;

4) установить момент зажигания.

Установка коленчатого вала в положение в. м. т. конца хода сжатия в первом цилиндре производится в следующем порядке:

1) вывернуть свечу первого цилиндра двигателя;

2) закрыть пальцем отверстие для свечи и проворачивать коленчатый вал до начала выхода сжатого воздуха из-под пальца. Это произойдет в начале хода сжатия в первом цилиндре;

3) снять крышку люка на картере маховика (рис. 39), продолжая проворачивать коленчатый вал, наблюдать за появлением меток, имеющихся на маховике двигателя. Сначала появится белая предупредительная полоса, затем деление шкалы и шарик, запрессованный в маховик (между буквами М и Т);

4) осторожно проворачивать коленчатый вал до совмещения шарика с указателем (штифтом), имеющимся в люке картера маховика. При совмещении поршень первого цилиндра двигателя будет находиться в

Установку масляного насоса следует производить после установки коленчатого вала в положение в. м. т. в следующем порядке:

1. Валик насоса повернуть таким образом, чтобы его прорезь стояла наклонно, как это показано на рис. 40А.

2. Осторожно вставить насос на место, проследив за тем, чтобы его шестерня не задевала за стенки отверстия в блоке. Когда шестерни насоса распределительного вала войдут в зацепление, первая повернется, и прорезь для шипа валика распределителя придет в горизонтальное положение (рис. 40Б).

Установка распределителя зажигания производится при установленных коленчатом вале в положение в. м. т. и масляном насосе в следующем порядке:

1) снять с распределителя зажигания крышку;

2) проверить и, если необходимо, отрегулировать зазор в прерывателе;

3) ослабить винт 7 (см. рис. 38) и установить верхнюю пластину 8 на нулевое деление и снова закрепить винт;

4) повернуть ротор (бегунок) распределителя так, чтобы он

был обращен пластиной в сторону первой клеммы крышки распределителя (первая клемма крышки помечена цифрой «I»);

5) в этом положении вставить распределитель в гнездо блока двигателя так, чтобы шип валика вошел в прорезь валика масляного насоса, и закрепить винтом к двигателю.

Рис. 39. Окно для установки коленчатого вала в положение верхней мертвой точки

Рис. 40. Положение прорези в валике масляного насоса при установке его на двигатель

Установка момента зажигания производится после установки распределителя на двигатель в следующем порядке:

1) ослабить винт 2 и повернуть корпус распределителя по часовен стрелке, чтобы контакты прерывателя замкнулись;

2) присоединить конец провода подкапотной лампочки (разъединив его у реле-регулятора) к клемме низкого напряжения на катушке зажигания, к которой крепится провод, идущий к распределителю. Включить зажигание и осторожно поворачивать корпус распределителя против часовой стрелки до размыкания контактов прерывателя, которое определяется по вспыхиванию лампочки. Остановить вращение распределителя нужно точно в момент вспыхивания лампочки. Если это не удалось, операцию надо повторить, повернув корпус распределителя в исходное положение;

3) удерживая от поворачивания корпус распределителя, затянуть винт 2, поставить крышку распределителя и центральный провод ка место;

4) проверить правильность присоединения проводов зажигания от свечей, начиная с первого цилиндра. Они, считая по ходу часовой стрелки, должны быть присоединены в следующем порядке: 1-5-3-6-2-4.

Проверять точность установки зажигания, прослушивая работу двигателя при движении автомобиля, нужно после каждой регулировки зазора в прерывателе и установки зажигания Доводку установки зажигания надо делать по октан-корректору, не ослабляя винт 2. Для этого необходимо ослабить винт 7 и сместить верхнюю пластину в ту или другую сторону на одно деление. Перемещение пластины на одно деление шкалы октан-корректора

соответствует изменению установки зажигания на 2°, считая по коленчатому валу.

При повороте корпуса распределителя по часовой стрелке установка зажигания будет более поздней, против часовой стрелки - более ранней.

Проверку работы двигателя при окончательной доводке установки зажигания производить следующим образом:

Прогреть двигатель до температуры воды 70-80°С в системе охлаждения. Двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 20-25 км/ч, дать машине разгон, нажав резко до отказа на педаль дроссельных заслонок. Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация (иногда ошибочно называемая стуком пальцев), установка момента зажигания сделана правильно. При сильной детонации следует повернуть корпус распределителя на одно деление шкалы октан-корректора по часовой стрелке. При полном отсутствии детонации повернуть корпус распределителя против часовой стрелки на одно деление. Если необходимо, произвести снова проверку установки зажигания.

Всегда следует работать с установкой зажигания, дающей при большой нагрузке двигателя лишь легкую, быстро исчезающую детонацию. Раннее зажигание, когда слышна постоянная детонация, очень вредно для двигателя, уменьшает его долговечность.

При слишком позднем зажигании ощущается потеря приемистости, резко растет расход топлива, двигатель перегревается.

При работе на бензине А-76 необходимо увеличить угол опережения зажигания на 4°, для чего переместить верхнюю пластину 8 на два деления шкалы октан-корректора против часовой стрелки.

После этой регулировки проверку на дороге производить не следует.

Как известно, на грузовых автомобилях применяется такая система электрооборудования, где потребители тока соединяются с источниками лишь единственным проводом (другой провод идет на массу).

Электропроводка ГАЗ 53 в этом плане – не исключение. Узнаем в этой статье, каковы основные отличия этой схемы и проследим цепи питания основных потребителей тока.

В первую очередь отметим, что любая схема электрооборудования автомобиля, в том числе и такого, как ГАЗ 53 оснащена следующими элементами:

  • ГПТ – генератором переменного тока;
  • КТС – системой зажигания контактно-транзисторной;
  • подогревателем пуска;
  • проводкой различного напряжения, соединяющей все элементы в единую схему.

Внимание. Электросхема грузового автомобиля ГАЗ-53 не рассчитана на нестандартные нагрузки.
Поэтому запрещается запускать двигатель, если поврежден кабель, идущий от генератора к регулятору или же если он «искрит».

Система зажигания

Рассмотрим для начала систему зажигания. Известно, что она батарейная, с напряжением в цепи 12 В .

Состоит она, кроме того, из следующих компонентов:

  • коммутатора;
  • источников, подающих ток;
  • катушки;
  • резистора (добавочного);
  • распределителя зажигания (трамблера);
  • свечей с их наконечниками;
  • выключателя зажигания;
  • проводки.

Рассмотрим теперь каждый элемент системы зажигания в отдельности и узнаем, как он функционирует.

  • Свечи зажигания на ГАЗ 53 обязательно должны иметь заводской зазор в 0,85 мм. Они должны быть с нихромовым электродом – подойдут А11, А11-1, А10-H и другие. Порядок зажигания видно на фото ниже.

  • Распределитель зажигания применяется в этом автомобиле такой, чтобы частота вращения его валика составляла одну минуту с бесперебойным искрообразованием. Функционирует одновременно с катушкой зажигания. Вращается валик обязательно по часовой стрелке.
  • Катушка зажигания – Б114-Б или Б116 (более усовершенствованная). Формирует импульсы высокого напряжения в системе зажигания автомобиля ГАЗ 53. Имеет номинальное напряжение в 12В и вторичное напряжение – 17кВ.
  • Коммутатор зажигания усиливает сигнал датчика-распределителя и катушки зажигания. (См. также статью .)

Примечание. Чтобы соединить все вышеперечисленные детали и агрегаты электрооборудования автомобиля в единую цепь применяются провода низкого напряжения.
Они обязательно должны защищаться полихлорвиниловой изоляцией.

Проводка

Основные правила, которые соблюдаются в работе с проводкой следующие.

  • Тщательное внимание всегда уделяется проводке ГАЗ 53, которая может быть подвержена различным воздействиям. Если нарушится изоляция какого-нибудь провода, то его металлическая составляющая может касаться корпуса автомобиля, тем самым, вызывая короткое замыкание. Не стоит говорить, к чему это приводит (обгорание изоляции, возникновение пожара и т. д.).
  • Важно учитывать тот факт, что провода, насколько бы хорошо они не были изолированы, всегда подвергаются механическим воздействиям при эксплуатации автомобиля. В частности, возможно перетирание проводки об остры кромки частей автомобиля, излишнее провисание и т. п.
  • Кроме того, особое внимание следует уделить чистоте и плотности присоединения проводов к зажимам. Следить необходимо тщательно за тем, чтобы на поверхность проводов не попадали такие смеси, как бензин или масло, способные разрушить изоляцию и сократить срок службы проводов.
  • Обязательно нужно проверять исправность перемычки, расположенные между мотором, рамой и кабиной ГАЗ 53.

Защита схемы электропроводки

При самостоятельном обслуживании автомобиля, производитель верно подметил возможность ошибок и предусмотрел автоматическую защиту различных элементов от короткого замыкания.

  • Цепь обмотки возбуждения генератора специально защищена реле и разделительным диодом.
  • В процессе функционирования двигателя контакты реле всегда размыкаются.
  • Если происходит обрыв провода или короткое замыкание, ток идущий через реле увеличивается.

В заключение

Интересное видео в этой статье, фотографии и схемы покажут все наглядно. Способов проверки электропроводки и ее схемы, а также оборудования множество. Естественно, что автопроизводитель предусмотрел защиту основных позиций, но проводить осмотр своими руками, как того требует инструкция, очень важно.

Как известно, цена на подобные услуги на СТО очень высока, и научиться проводить проверку самостоятельно поможет неплохо сэкономить.

Установка зажигания должна быть сделана с большой точностью, так как даже при небольших ошибках в установке резко возрастает расход топлива, а мощность двигателя уменьшается. Кроме того, могут иметь место случаи пробоя прокладок головки цилиндров, прогорание клапанов, днищ поршней,

перемычек между соседними камерами сжатия в головке и т. п. явления, вызываемые детонацией.

Размыкание тока прерывателем при установке зажигания должно происходить на двигателях ГАЗ-51 и ЗИМ-12 в момент, соответствующий верхней мертвой точке, хода сжатия в первом цилиндре, а на двигателях М-20 и ГАЗ-69, не доходя до нее на 4°. Соответственно ротор должен быть расположен против электрода крышки, соединенного с проводом, идущим к свече первого цилиндра.

Если масляный насос и распределитель снимались с двигателя (например, при ремонте или замене), то для возможности установки зажигания они должны быть правильно установлены на их места.

Порядок установки на двигатель масляного насоса описан в разделе „Система смазки" главы I при описании масляного насоса.

Для установки на двигатель распределителя зажигания необходимо:

а) установить коленчатый вал двигателя в положение верхней мертвой точки хода сжатия в первом цилиндре;

б) убедиться с помощью оправки, изображенной на рис. 160 а, что масляный насос установлен правильно. При этом указатель оправки, вставленной до упора в отверстие для распределителя, должен быть направлен вертикально вверх, как указано на рис. 160 б, с отклонением от указанного положения не более 5° в любую сторону;

в) установить выступ на валике распределителя двигателей ГАЗ-51 и ЗИМ-12 так, чтобы он был перпендикулярен плоскости, проходящей через оси валика распределителя и отверстия в пластине для крепления распределителя к блоку (рис. 161 а), а на распределителе двигателей М-20 и ГАЗ-69 так, чтобы он находился в плоскости, параллельной плоскости, проходящей через ось валика распределителя и центр шарнирного соединения тяги октан-корректора с нижней пластиной, и был бы смещен в сторону этой тяги (рис. 161 б);

При этом токораздаточный контакт ротора распределителя должен быть обращен в сторону электрода крышки, соединенного с проводом, идущим к свече первого цилиндра;

г) осторожно вставить распределитель в блок так, чтобы отверстие или середина дуговой прорези в нижней установочной пластине октан-корректора, предназначенные для винта крепления распределителя к блоку, расположились бы против соответствующего резьбового отверстия в приливе блока.

При установке распределителя необходимо следить за тем, чтобы его хвостовик не задевал за стенки отверстия в блоке, в его корпус не проворачивался бы. При этом выступ на хвостовике распределителя должен попасть в прорез на валу масляного насоса;

д) вставить и завернуть винт крепления нижней установочной пластины распределителя к приливу блока. Для установки зажигания следует:

а) отрегулировать зазор между контактами прерывателя распределителя, как указано выше;

б) установить коленчатый вал в положение, соответствующее верхней мертвой точке хода сжатия в первом цилиндре (на двигателях ГАЗ-51 и ЗИМ12) или не доходя до нее на 4° (на двигателях М-20 и ГАЗ-69);

в) разъединить трубку вакуумного регулятора; г) снять крышку распределителя и убедиться в том, что ротор стоит против электрода в крышке, соединенного с проводом, идущим к свече первого цилиндра;

д) убедившись предварительно в исправности подкапотной лампы (включив и выключив ее), вынуть конец провода ее из соединительной муфты и присоединить его с помощью дополнительного куска провода к клемме низкого напряжения индукционной катушки, к которой присоединен провод прерывателя распределителя, и повернуть рычажок лампы во включенное положение;

е) установить стрелку шкалы октан-корректора против деления „О ". Это осуществляется у распределителей, снабженных устройством для плавной регулировки октан-корректора, вращением предназначенных для этой цели двух гаек, которые после установки стрелки на „О " следует тщательно законтрить, туго завернув от руки. У распределителей более раннего выпуска, без указанного устройства, установка стрелки на „О " осуществляется поворотом корпуса распределителя непосредственно рукой, с предварительным ослаблением винта крепления установочного хомута к пластине октан-корректора, который после установки стрелки на „О" следует вновь затянуть для фиксации стрелки и корпуса распределителя в этом положении;

ж) включить зажигание и, не нарушая нулевой установки октан-корректора, осторожно повернуть корпус распределителя по часовой стрелке, чтобы контакты прерывателя были замкнуты, после чего медленно поворачивать корпус против часовой стрелки до вспыхивания лампочки, что будет соответствовать моменту начала размыкания контактов прерывателя. Остановить вращение распределителя нужно точно в момент вспыхивания лампочки. Если это не удалось,- операцию нужно повторить, повернув корпус распределителя в исходное положение.

При установке момента начала размыкания контактов следует слегка нажимать пальцем на ротор распределителя, стремясь повернуть его против часовой стрелки (то-есть против направления вращения) для того, чтобы выбрать боковой зазор в приводе распределителя;

з) удерживая корпус распределителя от проворачивания, зафиксировать тем или иным способом (в зависимости от конструкции октан-корректора) его положение;

и) присоединить трубку вакуумного регулятора, поставить крышку распределителя и центральный провод на место. Проверить правильность присоединения проводов от свечей к распределителю, начиная с первого цилиндра. Они, считая по часовой стрелке, должны быть присоединены в следующем порядке: 1-5-3-6-2-4 (на двигателях ГАЗ-51 и ЗИМ-12) и 1-2-4-3 (на двигателях М-20 и ГАЗ-69);

к) поставить крышку люка установки зажигания на ее место на картере сцепления и присоединить провод подкапотной лампы к соединительной муфте (на ее прежнее место).

Окончательная проверка и доводка установки зажигания прослушиванием работы двигателя при движении автомобиля производится с помощью октан-корректора, перемещение стрелки которого, а вместе с ним и корпуса распределителя, на одно деление шкалы соответствует изменению установки зажи -

гания на 2 градуса, считая по коленчатому валу.

При повороте корпуса распределителя по часовой стрелке установка зажигания будет более поздней; при повороте против часовой стрелки - более ранней.

Проверку работы двигателя при окончательной доводке зажигания производят следующим образом:

а) прогревают двигатель до температуры 70-80°С;

б) двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью, указанной в табл. 38, дают автомобилю разгон, резко нажав на педаль акселератора. Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация (ошибочно принимаемая водителями за „стук" пальцев),- установка момента зажигания сделана правильно. При сильной детонации следует повернуть корпус распределителя на одно деление шкалы октан-корректора по часовой стрелке, а при полном отсутствии детонации- на одно деление против часовой стрелки;

в) после такой корректировки необходимо снова произвести проверку установки зажигания указанным выше способом.

Следует всегда работать с установкой зажигания, дающей при большой нагрузке двигателя лишь легкую, быстро исчезающую детонацию. Слишком раннее зажигание, когда слышна постоянная детонация, очень вредно для двигателя, так как снижает его долговечность и может привести к аварийным поломкам. При слишком позднем зажигании ощущается потеря приемистости, резко растет расход топлива, двигатель перегревается (особенно выхлопной коллектор).

В эксплуатации доводку установки зажигания на ходу автомобиля следует производить каждый раз после регулировки зазора в прерывателе, после установки зажигания и после Смены сорта бензина.

Принцип работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) основан на преобразовании энергии, высвобождающейся в процессе горения топлива в механическое движение. ДВС получили широкое применение. В бензиновых двигателях для того чтобы воспламенить горючую смесь необходима искра. Любая система зажигания предназначена для обеспечения своевременного и качественного сгорания топлива, и ГАЗ 53 не исключение.

Устройство

Система зажигания автомобиля ГАЗ 53 в настоящее время является бесконтактной. Изучив устройство и принцип действия, можно попутно овладеть навыками поиска и устранения неисправностей. Особенно, это необходимо тем, кто эксплуатирует ГАЗ 53. Ведь часто бывает так, что рядом нет хороших специалистов, которые помогли бы в решении возникших проблем. К тому же за их услуги придётся платить. Качество проделанной работы можно определить иногда спустя некоторое время. Неисправность, возникшая неожиданно и в неподходящий момент, создаст неприятности.

Элементы системы

Система зажигания автомобиля ГАЗ 53 состоит из нескольких элементов, каждый из которых выполняет свою функцию. Зная их, можно гораздо быстрее найти и устранить неисправность. Система состоит из следующих элементов:

  • Аккуммуляторная батарея;
  • Коммутатор;
  • Свечи зажигания;
  • Датчика распределитель;
  • Высоковольтные и низковольтные провода;
  • Катушка зажигания;
  • Дополнительное стартерное реле;
  • Добавочный и помехоподавляющий резистор;
  • Указатель тока;
  • Замок зажигания.

Все составляющие элементы можно сгруппировать в зависимости от выполняемых задач. В этом случае, они будут входить в соответствующие группы. Система зажигания автомобиля ГАЗ 53 будет работать правильно, когда соблюдены основные условия:

  • Сопоставление момента возникновения искры и работы двигателя;
  • Достаточная мощность искры;
  • Отсутствие пропусков в искрообразовании.

Для своевременной подачи искры нужно тщательно соотнести такты работы двигателя и появление напряжения на электродах свечи. Нужная мощность искры, в свою очередь, зависит от величины напряжения, зазоров между электродами свечи и исправности цепи. Отсутствие искры приводит к снижению мощности и увеличению расхода топлива, поэтому пропуски недопустимы.

Своевременная искра

Сопоставление определённого такта и подачи напряжения на свечи является задачей датчика-распределителя. Бесконтактная система зажигания автомобиля ГАЗ 53 может быть снабжена магнитоэлектрическим или полупроводниковым датчиком-распределителем, который находится внутри трамблёра. Перечень элементов трамблёра включает в себя:

  • Датчик-распределитель;
  • Токоразносная пластина (бегунок);
  • Центробежный и вакуумный регулятор.

Магнитоэлектрический датчик ГАЗ 53 представляет собой генератор импульсов переменного тока, частота которых зависит от оборотов двигателя. Это устройство имеет восемь полюсов (по числу цилиндров). В процессе вращения распределительного вала, а вместе с ним и ротора датчика происходит последовательное прохождение полюсов постоянного магнита через полюсы обмотки статора. В результате изменяющегося магнитного потока в обмотке наводится ЭДС индукции, которая создаёт управляющий импульс для коммутатора.

Центробежный регулятор поворачивает ротор датчика относительно статора, что, в свою очередь, изменяет угол опережения зажигания ГАЗ 53. Это происходит при увеличении оборотов вращения коленчатого вала двигателя. Грузики регулятора, преодолевая усилие пружин, поворачивают ротор. Таким образом, усилие должно быть определённым, иначе это отразится на работе ГАЗ 53.

Вакуумный регулятор поворачивает статор относительно ротора, изменяя угол. Он работает в зависимости от нагрузки и оборотов двигателя.

Мощность и качество искры

Ни для кого не секрет, что хорошая искра является залогом качественного воспламенения горючей смеси. Система зажигания автомобиля ГАЗ 53 будет иметь хорошую искру если есть следующие условия:

  • Правильно отрегулирован зазор между электродами свечи;
  • Исправная катушка зажигания;
  • Нужная форма импульсов коммутатора;
  • Хорошее качество цепи высокого напряжения.

Слишком малый зазор между электродами свечи приведёт к тому, что воспламенение топливовоздушной смеси окажется затруднено. Из-за этого может возникнуть пропуск не в искрообразовании, а в воспламенении. Последствия одинаковые.

Чрезмерно большой зазор повышает суммарное сопротивление высоковольтной цепи. Из-за этого искра иногда будет пропадать. Оптимальным вариантом будет необходимый зазор. Он обеспечит при прочих условиях качества хорошую искру.

Исправность катушки зажигания проявляется в её способности индуцировать необходимое напряжение без перерывов (пропусков). Как правило, неисправная катушка даёт о себе знать по характерному снижению качества работы всех восьми цилиндров. Если установлено, что катушка неисправна, то менять её нужно на однотипную, той же маркировки. Эта деталь ГАЗ 53 представляет собой две обмотки: первичная и вторичная. Последняя содержит гораздо больше витков, чем первая. Обмотки намотаны одна поверх другой на магнитопроводе. Вся конструкция находится в герметичном корпусе, залитым пластмассой. Неисправность этой детали связана с замыканием, которое может быть межвитковым и на корпус.

Система зажигания автомобиля ГАЗ 53 не будет работать качественно, если форма импульсов коммутатора, поступающих в первичную обмотку катушки, будет неправильной. От амплитуды и формы первичного напряжения зависит скорость убывания тока, а следовательно, и величина ЭДС самоиндукции, которая влияет на искру. Проверить правильность формы импульса можно, лишь имея осциллограф и образцовые формы осциллограмм.

Качество цепи высокого напряжения заключается в надёжном контакте всех соединений, отсутствии замыканий на всём её протяжении и необходимом значении сопротивления, которое должно быть распределено, чтобы уменьшить помехи от работы системы зажигания ГАЗ 53. Это возможно при соблюдении правил замены элементов на новые.

Система зажигания автомобиля ГАЗ 53 нуждается в периодическом осмотре. Необходимо проверять качество посадки высоковольтных проводов в гнёзда катушки и распределителя. Если налицо ослабление контакта, то надо разогнуть разъёмы проводов и до упора вставить их в гнёзда. Пробой катушки зажигания наиболее вероятен, если она покрыта слоем пыли, грязи или в воде. Поэтому по возможности этого нужно избегать. Нахождение ГАЗ 53 с включённым зажиганием и неработающим двигателем может привести к пробою катушки.

Дело в том, что напряжение в первичной обмотке при включенном зажигании и неработающем двигателе есть всегда, т. к. датчик-прерыватель не работает. При покупке новых свечей зажигания желательно устанавливать рекомендуемые заводом-изготовителем, предварительно проверив зазор между электродами. При необходимости отрегулировать его. Замена элементов на новые с другой маркировкой может привести к выходу из строя другие составляющие системы. Нужно периодически смазывать валик распределителя через имеющуюся маслёнку.

Да Нет