На машине по франции. Вдали от Эйфелевой башни: путешествие по Франции на автомобиле

Несмотря на сеть скоростных поездов TGV и в общем то хороший , многие самые красивые места во Франции удобнее смотреть на машине. А вот — это другой вопрос. На дальние дистанции все ж таки лучше.

В некоторых с общественным транспортом крайне плохо. На , например, автобус между даже крупными городами может ходить раз в день. Многие деревеньки из на общественном транспорте почти не доступны, не говоря уж о , затерянных на гористом плато.

Так что если Вы не собираетесь ограничиваться крупными городами, лучше арендовать машину (ориентировочно — от 30 € в день) или приехать на своей. Необходимо только иметь ввиду местные правила дорожного движения, а также возможные статьи расхода, чтобы грамотно спланировать свое путешествие.

Полезно знать для путешествия на машине по Франции:

  • : большая часть шоссе во Франции являются платными.
  • : ограничения скорости и др. требования.
  • : размеры штрафов за различные виды нарушений
  • : основные правила парковки во Франции
  • Сэкономить : как максимально экономично ездить по Франции
  • : машина, поезд или автобус?

Когда лучше ехать на машине по Франции?

  • если в планах посещать маленькие деревеньки : , … В ряд деревенек транспорта нет вообще ( , например, и подобные). В другие (Эгисхайм, например), ходит полтора автобуса в день. Во многие красивые деревни Прованса есть туристический автобус только в высокий сезон — июль и август. Два раза в день. В таких случаях машина будет незаменима — вы увидите гораздо больше и не будете терять время, не будете привязаны к редким автобусам.
  • если в планах посещать природные достопримечательности : (ну, по-честному, до можно добраться и на поезде, а дальше — пешком (но по жаре 30+?) или на велосипеде (но где его брать?), есть туристические экскурсии — но и цена там совсем другая), ущелья (панорамный маршрут по — это вообще хит Франции, — летом дорога забита), знаменитые , где даже от дороги идти пешком не мало, да просто , где с транспортом прям совсем ужасно, а дорога через горы потрясает до глубины души ( , например).
  • если очень плотный график поездок: тогда просто некогда ждать транспорт, который бывает не всегда и с перерывами. Для сравнения: на машине в Провансе за день реально посмотреть 4 — 5 деревенек, на автобусе — в лучшем случае и в сезон — 2.
  • когда едет 4 — 5 человек — поскольку билеты на транспорт мультиплицируются пропорционально человекам, а плата за шоссе и бензин остается почти константой, то если людей много, машина точно окажется дешевле. Скорее всего с 3 человеками машина все еще будет выгоднее (хотя если с детьми, то тариф 50%, так что зависит от состава), с 2 человеками билеты по акциям на TGV на длинные дистанции будут наверняка дешевле (и заметно быстрее!), регулярные поезда с фиксированными тарифами — наверняка дороже. Если брать в рассмотрение автобусы, то бывают — так что при почти том же времени в пути цена может оказаться в разы ниже, даже на группу в несколько человек.

Когда НЕ СТОИТ ехать на машине?

  • когда цель поездки — большой город . Парковки дорогие или парковать просто негде, ездить сложно, путанно, французы любят парковаться по звуку, судя по покоцанным бамперам всех машин в Париже 🙂 А на 1 мая лучше вообще не быть в каком-нибудь Париже (или под в эмигрантских пригородах — а то полюбили они традицию жечь машины, еще попадетесь за компанию!)
  • когда цель поездки — винный туризм . С этим сложновато, конечно: многие лучшие без транспорта мало достижимы, но и за руль выпимши садиться как-то не очень. Можно потренировать силу воли (благо лизнуть бокал все-таки можно — 0,5 промилле алкоголя в крови позволительно, что примерно равно бутылочке пива или бокалу вина), либо найти компромисс и дегустировать вина в более транспортно-доступном месте: в

Созрел отдельный пост, посвященный дорогам Франции. Вроде чего про них писать, дороги, и дороги… Но когда вы делаете круг по Франции, то хочется об этом рассказать и поделится всей той красотой, что мы наблюдали из машины.

Прежде всего, признаюсь, да и вообще такое длинное автопутешествие, у нас было впервые, поэтому мы многого не учли, много не знали. Например, что переезды больше 300-500 км в день очень сильно напрягают, даже когда два водителя. И ехать в таком ритме совсем как то не комфортно. То есть можно, но совершенно не хочется. И разменяв первую тысячу километров от , мы расслабились и за день проезжали совсем чуть-чуть, при этом не доезжая туда, куда надо. Осложняло эту ситуацию и то, что дороги Франции просто необходимо много фотографировать, а для этого либо останавливаться, либо ловить кадры из окна. Столько невообразимых пейзажей вокруг!

Последнее становилось иногда просто проблемой. Никто не хотел садиться за руль, всем хотелось смотреть из окна на проносящиеся мимо красоты и делать фотографии. Хотя иногда удавалось и совмещать.

Мы специально ехали по бесплатным дорогам, но не для того чтобы денег сэкономить (при ценах на бензин это сомнительно), а для того чтобы увидеть Францию, увидеть ее горы и равнины, а также каменные дома в маленьких городах. На автобане всего этого нет, либо пролетает очень быстро.

Еще один неоспоримый плюс второстепенных дорог Франции — возможность переночевать в палатке. Порой правда, приходится потратить немного времени на поиски места. Как-то мы ночевали в одном единственном островке сосен посреди голых и бескрайних полей.

Дороги Франции хороши тем, что они не однообразны — то по равнине едешь, то вот горы начинаются. А порой так вообще в такие дебри заезжаешь, что думаешь, а ездят ли тут вообще. Мы один раз заехали на какую-то высокую гору, одна полоса только, кругом сплошной стеной деревья и ни души. Сомнения развеивал лишь хороший асфальт и навигатор упорно показывающий направление.

Иногда не только пейзажи менялись, но и климатические пояса. Едешь, солнышко блестит, травка зеленеет, только что ласточка в сени не летит, и тут бац! Зима началась, все вокруг как в черно-белом кино, сугробы и гололед на дороге. А резина то у нас летняя…

Больше всего любят во Франции кружится, ну то есть круговые перекрестки. Их тьма тьмущая просто. Естественно, речь не про автобаны, которые прямые и быстрые…

Curiosite de Lauriole — энергетическое место

Рассказали нам французские друзья о загадочном месте на одной из второстепенных дорог на юге Франции. Точнее сама дорога и была этим самым волшебным местом, где энергетические линии сходятся-расходятся, а магнетизм зашкаливает. Суть в том, что машина сама заезжает в горку. Так как нам было почти по пути, мы не могли пропустить сей феномен.

И действительно все оказалось так! И волшебник изумрудного города, мог бы позавидовать таким чудесам. Не заведенный автомобиль сам заезжает в гору! Ура! И это вопреки всем законам физики!

Всем, кроме одного — оптического. После минут 15 восторга и улюлюканья, и после того как каждый закатился в горку, мы заметили, что это всего навсего оптический обман. Дорога под очень слабым наклоном идет таки вниз, а не вверх, хотя визуально все наоборот.

Особенности французских водителей

После Германии нам миг показалось, что мы в Россию попали. Обгоняют, подрезают, поворотники не всегда включают, гонщиков много, пешеходы на красный бегут. На самом деле, конечно, не все так ужасно, однако нарушения есть, то ли из-за французского раздолбайства, то ли арабская культура вошла плотно в массы.

Дороги Франции — просто фото

Ну и просто фотографии…

Идея поехать во Францию зрела уже давно. После прошлогоднего успешного опыта поездки на своей машине в Хорватию, способ путешествия даже не обсуждался, настолько нам понравилось ехать своим ходом. И в процессе выбора маршрута было решено посмотреть еще и Италию, так что получился такой вот французско-итальянский отпуск.

До своего места назначения во Франции мы ехали три дня. Дорога проходила через Польшу, Германию и Швейцарию. В Польше мы ночевали в городе Вроцлав. Это красивый, старинный город с замком, полностью увитым зеленым плющом до самой крыши:)

Как ни странно на улицах там было тихо и поэтому прогулка была очень приятной. Только в самом центре, на главной площади царило оживление, там где было скопище всяких ресторанчиков и магазинов. В общем, город понравился. Да и вся Польша тоже симпатичная страна. По крайней мере из окна машины так показалось:) Дальше была Германия. Впечатления от нее самые хорошие. И прежде всего от ее дорог (я ведь все таки оцениваю еще и с точки зрения автомобилиста), и даже не столько от качества дорог, сколько от продуманности и удобства развязок и дорожного сервиса. Наверняка в этих впечатлениях я совсем не оригинален, но в западной Европе я был впервые и соответственно с ее дорогами столкнулся в первый раз. Конечно, мы увидели только два небольших "кусочка Германии", но они нам очень понравились. Я давно хотел увидеть настоящий рыцарский замок и, конечно, не удержался, чтобы не остановиться в таком месте:). Замок Крибштайн вполне оправдал мои самые смелые ожидания. Хорошо сохранившийся, красивый замок в идиллическом месте, к тому же с сохранившейся обстановкой. Однозначно он стоил потраченного на него времени. Потом еще мы гуляли в городе Бамберг. Это такой небольшой городок с великолепно сохранившимся старым центром. Правда поначалу возникла проблема стоянки для машины, но в конце концов мы ее нашли причем даже была бесплатной (в Европе есть проблемы с парковками, это факт, тем более с бесплатными, поэтому этот аспект для меня немаловажен). Там мы немного погуляли, но, к сожалению, время нас подгоняло. Бамберг остался для меня одним из самых красивых и живописных городов в которых нам удалось побывать. В это же день, правда уже ночью, мы доехали до Швейцарии. С утра остановились в одном маленьком городке, Аванш, там сохранился римский амфитеатр. Правда, к нашему приезду весь амфитеатр превратили в сцену с современным оборудованием, готовились к какому-то концерту, так что мы увидели только кусок:)

И отправились в Лозанну, на Женевское озеро. Лозанна великолепна. Вид с набережной на озеро и горные вершины просто дух захватывает. Гулять по центру приятно и интересно. Мы там даже на метро прокатились, причем поезда ходят автоматически, без машиниста. В общем, живут же там люди! Но вообще, Швейцария очень дорогая страна. Как то там нам показалось все очень недешево, начиная с дорог и проезда в метро и заканчивая магнитами и сувенирами. Но безусловно она очень красива.

Погуляв по Лозанне, мы через час уже заехали во Францию. Вот она наконец наша долгожданная цель:) По Франции мы ехали до самого вечера и к сожалению не заехали в город Анси, где я очень хотел погулять. Опять это драгоценное время! В наш кемпинг, где нам предстояло провести три ночи, мы приехали уже когда начало темнеть. На море мы конечно сходили (как же после такой дороги не посмотреть на долгожданное море), но купаться уже не стали.

Во Франции мы были 6 дней, сначала недалеко от города Тулон, а потом переместились почти к самой итальянской границе, в Ментону. Франция - замечательная страна. Здесь все красиво, культурно и продуманно для людей. Великолепные горы, чистое (ну по крайней мере по сравнению с нашим) море, обилие красивейших деревушек с их узенькими улочками и булыжными мостовыми. А какой там воздух! Особенно в горах. Он такой приятный, свежий и сладко-медовый, что кажется, его можно пить или есть большими ложками:) Одним словом наслаждение:) Мы там ездили в Ниццу и Монако, Тулон и Йер.

Ницца оставила неоднозначные впечатления. С одной стороны она красива, особенно если смотреть с горы на панораму города.

Но с другой стороны там большие толпы туристов, не очень хороший пляж с крупными камнями и много всяких торгашей, особенно арабского происхождения. А вот Монако понравился всем. Там очень красиво, чисто и ухоженно. Город стоит в горах, спускающихся к морю и его бесконечные серпантины улиц со смесью старинных домов и современных стеклянных зданий оставляют незабываемые впечатления. Мы были там в океанографическом музее Жака Кусто. Очень интересно провели время и даже гладили экзотических рыб. И еще гуляли в японском саду, который расположен среди современных многоэтажных построек. Тоже несколько необычно и красиво.

Очень понравился городок Кальян, он в стороне от моря, ближе к горам и там очень тихо и спокойно и можно не торопясь наслаждаться прогулками по его старинным улочкам.

Ну и конечно понравилась "наша" Ментона, где мы жили в кемпинге.

Она совсем недалеко от Ниццы и Монако, но гораздо менее шумная и с нормальными пляжами. Мы там останавливались в кемпинге, он почти в самом центре города. Так классно было, вот он город, вот его улицы, потом поднялся немного в гору, 10 минут и ты в своей палатке, на свежем воздухе. С кемпинга открывался просто обалденный вид на город и море и я каждое утро наслаждался созерцанием купающихся в просыпающемся солнце черепичных крыш. :)

В последний день во Франции мы ездили в Альпы.

Покружились по серпантинам, совершили прогулку к горному озеру и заехали в маленькую деревушку Саорж. Это очень живописное место и туристов довольно мало. Эта деревенька буквально почти висит на склоне горы и многие дома буквально на половину вырублены в скале.

Вечером, вернувшись в Ментону, мы гуляли по набережной, заходя в бесчисленные магазинчики и любуясь ночными красками старинного приморского города. И почему-то было немного тоскливо оттого, что неделя пролетела очень быстро, ты едва-едва успел привыкнуть и почувствовать это место своим и вот уже пора уезжать. Грела только мысль о том, что впереди еще ждет Италия и там наверное должно быть не менее восхитительно чем здесь.

В Италии мы были 5 дней. Италия тоже замечательная страна. И там очень много есть чего посмотреть. Вообще, удивительно, как в этих маленьких Европейких странах сконцентрировано столько всего интересного. Можно приехать в любое место и рядом обязательно найдется что посмотреть.

В Италии мы остановились в городке Финале Лигуре. Это симпатичный курортный город, и рядом с ним есть небольшая деревушка Финальборго с потрясающе красивым старым центром и двумя замками на горе. Мне там очень понравилось.

Финале Лигуре

Финальборго

Финальборго

Только вот итальянские пляжи оставили не самое лучшее впечатление - там у них почти вся береговая полоса разделена на частные платные пляжи и под бесплатные оставлены только небольшие полоски между ними. Как-то мне это не сильно понравилось:) Конечно мы ходили на бесплатный пляж:) Вода там кстати была очень хорошая, чистая и прозрачная и песчаный берег, что я очень люблю.

Из Финале Лигуре мы ездили в горы, в небольшие старые деревушки. Они оставили только положительные впечатления. Апприкале, Байярдо, Кастельвеккио запомнились мне своей умиротворяющей атмосферой, тишиной каменных улочек и потрясаящими видами гор. Наверное такие места на самом деле очень подходят для того, чтобы жить вдали от суеты, неспешной жизнью, и заниматься каким-нибудь творчеством или ремеслом. Обстановка очень располагает:) А еще запомнилась узкая горная дорога между этими деревнями, когда часто трудно было разъехаться со встречной машиной.

Априкале

Балестрино

Кастельвеккио

Кастельвеккио

Вот такие путешествия мне нравятся больше всего, когда ты заглядываешь в какие-то малоизвестные уголки, общаешься с местными жителями и видишь страну в более натуральном виде, чем в затоптанных популярных туристических местах.

В последние 2 дня в Италии мы были в Генуе, Вероне и Венеции. Генуя - это большой портовый город. Там великолепная архитектура, красивые, богато украшенные старые дома, но шумно и немного грязновато. Впрочем это и не удивительно, учитывая сколько туристов (да и местных) там живет. В генуэзском порту стоит в качестве музея огромный старинный деревянный галеон. Конечно, мы с сыном не удержались от того, чтобы не полазить на нем:))) Это было здорово - походить по палубам с пушками под мачтами, покрутить штурвал и спуститься в трюм. жаль только каюты все были закрыты.

Из Генуи мы двинулись на восток, через Аппенинские горы. По пути остановились в городке Боббио. Там сохранился замечательный каменный мост и вообще сам городок был очень чистым и ухоженным. Когда я стоял на этом мосту и смотрел как солнце садится за каменными домами и башнями церкви, возникло ощущуение, что время здесь остановилось и ты находишься где-нибудь в средних веках. К сожалению, оно быстро прошло, ведь пора было двигаться дальше.

Ночевали мы уже не в горах, а в равнинной сельской местности, в кемпинге рядом с небольшим городом Кремона. Вроде бы ничего особенно в нем не было, но он был немноголюден и там царила атмосфера (по крайней мере для меня) какого-то запустения, одиночества, как-будто осенью гуляешь по какому-то месту, очень оживленному летом, а теперь пустующему и скучающему в одиночестве до следующего сезона. Такие вот ощущения:) К тому же весь вечер в близлежащем кафе звучала немного странная музыка - какое-то поппури из русских романсов и других песен без слов, что добавляло необычности и ностальгии этому месту.

Верона понравилась. Опять же потрясающе красивая архитектура города и романтическая набережная не могут оставить равнодушным. Конечно в самом центре ходят толпы и мы не стали пробиваться в римский амфитеатр, кстати второй после Колизея по величине, но вообще, гулять там довольно приятно.

Ну и конечно же Венеция, город, где я давно мечтал побывать. У нас было на него всего полдня и прогулка получилась своего рода обзорной экскурсией, но даже так могу сказать, что город великолепный. И осталось желание непременно туда вернуться. Сама необычность его улиц, архитектура, плещущаяся вода и качающиеся на ней лодки все это создает потрясающие ощущения. Там можно гулять долго и очень просто потеряться. Особенно если идти не оживленными улицами, а небольшими тихими проулками:) Остается удивляться, как люди, там живущие, привозят себе мебель, продукты и вообще какие-то вещи в отсутствии машин:) Но однозначно я бы там пожил хотя бы какое-то время:))

Из Италии было конечно грустно уезжать. Так быстро пролетело там время. Хотелось остаться там еще, подышать ее воздухом и понежиться в море. Но, что поделаешь...

После Италии была Словения. Это совсем небольшая страна и по плану мы должны были пересечь ее за несколько часов. Но конечно нельзя было упустить возможность хоть чуть-чуть ближе познакомиться со Словенией и мы остановились немного погулять в небольшом городе Целье. В результате наше пребывание в Словении растянулось на "целых пол-дня" :) Целье - это тихий маленький городок, с симпатичным старым центром и замком на горе. С этого замка открывался красивейший вид на город и на близлежащие альпы. В этот день мы прощались с ними и я все хотел на них "насмотреться подольше" :))

Потом мы въехали в Венгрию и там пришлось испытать небольшой стресс, потому что у нас почти закончился бензин (а заранее мы конечно не заправились), и как назло от самой границы километров 50-60 не было ни одной заправки. Все закончилось благополучно, хотя мы и доехали буквально на последних каплях до долгожданной заправки. А потом они естественно пошли одна за одной:)))

В Будапеште мы остановились переночевать и у нас был еще целый вечер, чтобы погулять по городу. Скажу честно, Будапешт меня очень впечатлил. Хотя в некоторых моментах Венгрия чем-то уже напоминает нашу родную страну (например, метро там просто один в один с московским и много бомжей и попрошаек на улицах), все-таки там классно. Сам город чем-то неуловимо напоминает Санкт-петербург, особенно когда смотришь с набережной на противоположный берег. Там Очень красивая архитектура и одно удовольствие прогуливаться по набережной или просто по старым кварталам города. А как мы там наелись в кафе всяких вкусных вещей, это просто не передать:)))

С прогулки "домой" вернулись почти в полночь и почти без ног. Но оно того стоило:)

Ну и все, на следующий день Украина и прямая дорога домой. На Украине мы нигде не гуляли и она нам запомнилась прежде всего просто ужасным состоянием дорог, особенно на некоторых отрезках.

Ну вот как-то так:)

Подготовку к поездке во Францию на автомобиле необходимо начинать заранее, лучше всего за 6 месяцев до предполагаемой даты отъезда.

Оформление визы следует производить в соответствии с целями и сроками вашей поездки:

  • Краткосрочный тур -
  • Если пребывание в стране связано с бизнес-задачами - заказывайте
  • Поездка к родным/близким -

Ннеобходимый пакет документов:

  1. Права на вождение автомобиля. Лучше заблаговременно оформить права международного образца. Для того чтобы получить такое международное водительское удостоверение, следует обратиться МРЭО по месту жительства. Там надо будет предоставить следующие документы: водительское удостоверение старого образца, талон к нему, личный паспорт, технический паспорт на автомобиль (временный регистрационный талон), медицинскую справку, а также потребуется оплатить все необходимые платежи, информация о которых предоставляется в МРЭО.
    Международное водительское удостоверение выдается без квалификационных экзаменов.
  2. Страховка Green CardЗеленая карта»). Представляет собой международную программу страхования гражданской ответственности владельцев автотранспорта при ДТП. Она действует на территории всех европейских стран. (Страхование автомобиля не отменяет необходимости )
  3. Доверенность на автомобиль (если вы не являетесь владельцем данного транспортного средства). Поездка по доверенности от физического или юридического лица не самый лучший вариант. Во-первых, ее нужно будет перевести и заверить у нотариуса (перевести желательно на языки всех стран, которые попадутся на вашем пути). Во-вторых, у полиции все равно будет повод усомниться в подлинности этой бумаги.
  4. Медстраховка. В полисе должно быть четко указано, на какой территории он действует (обычно - все европейскиегосударства). Стоимость полиса зависит от продолжительности вашей поездки.
  5. Талон техосмотра.
  6. Загранпаспорт и виза.
  7. Свидетельство о регистрации транспортного средства.

В машине должны быть следующие предметы:

  1. Знак стандартного размера.
  2. Огнетушитель, купленный не ранее полугода назад.
  3. Аптечка, купленная не ранее полугода назад.
  4. Знак аварийной остановки.
  5. Набор запасных лампочек для фар и фонарей.
  6. Одинаковые покрышки с глубиной протектора не менее 4 мм.
  7. Буксировочный трос.
  8. Накачанное запасное колесо.

Требования к внешнему виду автомобиля:

  1. Исправность.
  2. Новые, не тонированные стекла.
  3. Резина соответствующая сезону.

Автомобиль, как и багаж, на все время пребывания во Франции попадает под таможенное наблюдение, то есть, сдать в аренду, продать или использовать его для извлечения какой-либо материальной выгоды запрещено. Если возникла такая необходимость, то требуется связаться с таможенным офисом и заплатить необходимую таможенную пошлину.

“К последнему морю” – так мы решили назвать наше первое путешествие во Францию. Мы проехали по Эльзасу, долине Луары, зацепили Бретань, Нормандию и Шампань. Нам неведомо, что имел ввиду Василий Григорьевич Янчевецкий, отправляя в своих фантазиях Бату-хана к “последнему морю”, но, добравшись до западного побережья Франции, мы решили, что простирающаяся перед нами водная гладь и есть то самое “последнее море”. Да простит нас писатель, известный под псевдонимом В.Ян за то, что позаимствовали красивое название его книги. В своё оправдание скажем, что завоевательских целей мы себе не ставили. Задачей, как всегда было охватить неохватное, поиметь непоимеемое и впихнуть невпихуемое. Чем Начальник Экспедиции и занялся заблаговременно. За семь месяцев до поездки – в конце января – начале февраля 2013 года. Потому как задачи стояли глобальные, успех предприятия не терпел спешки.

В настоящем отчёте мы лишь обозначим маршрут путешествия и перечислим основные увиденные достопримечательности. А чтобы облегчить поисковую задачу, добавим и совсем банальный подзаголовок:

Из Москвы в Европу (Францию) на машине

Итак, сие предприятие началось в субботу 31 августа 2013 года в 6.30 утра – выехали из Москвы. Транспортное средство – Фольксваген-гольф-5. Задача первого дня – как всегда, добежать до канадской белорусско-польской границы. – она и есть М-1, сносна, временами – очень даже ничего, нудна, но терпима, в порочащих связях не замечена.

Мучительный вопрос “где переходим?” решили в пользу Бреста. В Береставицу поехать не рискнули (но хотелось, потому что – короче), ибо что там творится – самому Яндексу неведомо.

На границе сделали первый вывод из этой поездки – выезжать надо раньше. Мнение, сложившееся в предыдущих путешествиях о том, что если приехать на границу немного позже, очередь будет меньше, оказался ошибочным. В результате, подъехав к белорусам в 18.10 мы выкатились с польской стороны ровно в 20 часов. Один час 50 минут – в норме.

Ожидание скрасил небольшой спектакль в “еврокоридоре”. Польские “стражи граничны” трясли наших отщепенцев эмигрантов на роскошном Мерседесе с немецкими номерами за то, что они везли в Европу… колбасу. Запасливая тётка канючила: “Это только с собой, в дорогу покушать”. На что страж интересов ВТО резонно отвествовал: “Что, в Евросоюзе совсем плохо с продуктами?” Перепалка, кажется, закончилась в пользу бывших голодных соотечественников. Мы их чаяния не разделяли, будучи убеждёнными, что настоящая (живецка, шинка, полендвица) живут в Польше.

Остаток дня потратили на гастрономические закупы в Бялой Подляске. Евросоюз – Евросоюзом, но продукты в Польше значительно дешевле, чем в Германии и Франции. Речь Посполита кормила нас завтраками (а иногда и обеденными перекусами) почти всю дорогу. Откладывать решение продуктового вопроса на следующий день нам не хотелось – в воскресенье магазины открываются позже. Значит, на следующий день нам нужно либо позже трогаться в путь, либо съезжать с трассы в какой-то городок. Ни то, ни другое в планы не входило. К счастью, программу минимум на первый день мы выполнили, программу-максимум – дойти до Варшавы урезали до деревни Збучин и , который и рекомендуем в качестве запасного аэродрома.

Во второй день, 1 сентября, воскресенье, поутру прошли ещё спящую Варшаву. Рассвет так и не наступил. Дождевые сумерки выдали сначала небольшую порцию ливня. А потом, словно войдя во вкус, земля решила выжать из туч все до капли. Дождевые мешки заполонили собой всё вокруг и тяжёлыми мокрыми брюхами волочились по дороге. Стихия бушевала около часа, повысив расход топлива до 8,5 литров и ощутимо замедлив скорость движения.

В результате в менее дождливую Германию мы въехали около 16 часов. (Ведомые английскими спецслужбами с недвусмысленным номерным знаком EKX).

На этот раз хвалёные немецкие автобаны припасли две занудные пробки, одна из которых непонятно почему началась и неизвестно по какой причине через полчаса закончилась. Вторая не имела ни конца, ни края.

Посему решили съехать с автобана и, к вящему ужасу навигатора, пытающегося наставить нас на “путь истинный”, попетляли около 25 км по ландштрассе,

кое-где выложенных булыжником

и выиграли около 17 пробочных км. Вернулись на трассу и доползли оставшиеся 13 км до съезда на Гослар.

3-й день. 2 сентября . Утреннее знакомство с немного омрачилась погасшей правой фарой на Гольфе. Однако в придорожной мастерской авторизованном “Бош-сервисе” лампочку заменили за 5 минут и 15 евро.

С чувством, толком, расстановкой познакомились с Госларом, зашли в Императорский дворец и Ратушу и неспешно прошли рекомендованным маршрутом. (Подробно об очаровательном городке расскажем отдельно). На чувства и толк ушло около 4 часов.

В 13 часов тронулись на запад, в 18.35 пересекли германо-французскую границу, а около девяти стучались в гостеприимную дверь , где остановились на три ночи. Сразу же провели рекогносцировку на местности

и насладились первым в жизни французским ужином.

4-ый день. Вторник, 3 сентября. Ранним утром мы стали первыми пешеходами на узких мощёных улицах .

Стайки и группки учеников шумно бежали в школу. Открылись булочные и всюду пахло свежим хлебом

и размеренным ходом времени. Вместо зарядки пощёлкав фотоаппаратами и зарядившись удивительным кофе нашей хозяйки, мы тоже отправились на работу, по делам знакомиться с Эльзасом.

Начали с горы святой Одилии – в этот день она стала самой дальней точки вылазки.

Добраться до неё можно разными способами, мы предпочли . Двумя словами её не описать, наш восторг от увиденного – тем более. Большая часть 16 gb карты памяти моментально заполнилась видеороликами, снятыми по дороге, а последние издыхания батареи погибли на узком лесном подъёме к монастырю.

Возвращались той же дорогой – городки перемежаются виноградниками на склонах Вогезов.

и мы едва могли перевести дух от красоты пейзажа, как въезжали в очередную винную деревню, посёлок или городок и ахали от архитектурных изысков эльзасского фахверка. Вот уж воистину – лучше один раз увидеть!

Культурной программой второй половины дня стала крепость Верхний Кёнигсбург. День завершился посещением Риквира,

дегустацией и покупкой отменного белого вина, распитием свежекупленных спиртных напитков и брожением в пьяном виде по ночному .

5-ый день. Среда, 4 сентября . Кольмар. Что ни улица – музей фахверка, что ни дом – памятник старины!

С гастрономическими изысками Эльзаса знакомились на крытом рынке – несколько ломтей разных мясных деликатесов запивались Эльзасским пивом.

По возвращении снова захватили – ещё несколько погребов, ещё десяток сортов вина, ещё несколько бутылок в багажник – и уже никто не помянет полный багажник польской еды и двоих в жопу стекло трезвых на винной дороге! (с).

Отужинали эльзасским тарт фламбе. Редкая вкуснятина! На вид он напоминает пиццу. Но слой теста гораздо тоньше, сыра гораздо больше!

На 6-ой день, четверг, 5 сентября прощались с . Путь лежал к долине Луары. Ещё в Москве решали вечный вопрос – быть или не быть, платить за дорогу или не платить. Платный вариант выдавал время в пути больше пяти часов. Бесплатный – больше семи. Причём по километражу бесплатный путь оказывался короче – 545 км против 636 платных километров. И всё же Начальник Экспедиции выбрал длинную быструю платную дорогу, ибо очень хотелось успеть в замок Шамбор.

“Дорога солнца” – так называют автостраду А-6, она ведёт на юг, к Средиземному морю.

Пейзажи сменялись от равнинного до холмистого, ровно на полпути от Лилля до Марселя устроена интересная смотровая площадка.

Наслушавшись страшилок об обсыхании бака на автостраде, мы позаботились о заправке заранее. И тут выяснилось, что на французских автомагистралях продают лишь 95Е-10, который нашему Гольфу не желателен. Любезный служащий посоветовал съехать в ближайший населённый пункт, коим оказался Аваллон. К счастью, нужное топливо оказалось в наличии сразу на въезде в город и мы в очередной раз “зарубили себе на носу” …..

Пожалуй, выбор дороги был правильным, ибо Шамбор стоил тех 50 евро, которые мы заплатили за авторут!

Тем более, что галантные кавалеры Шамбора лично приветствуют особо дорогих гостей.

Вечером этого дня мы обосновались в Шенонсо, в уютном номере хостела Дю Руа. Хотя хостелом (общежитием, как принято переводить слово hostel) там и не пахло, пахло хорошим гостиничным номером если не на три звезды, то на две с половиной. “Дю Руа” стал нашим домом на четыре ночи.

Ужинать в ресторане в четверг не полагалось. Ужаснувшись , мы решили во Франции устроить трёхразовое питание (понедельник, среда, пятница:)). Но правила на то и устанавливаются, чтобы их нарушать! Потыкавшись в пару уже закрытых заведений (Шенонсо – это деревня вокруг замка, на примерно 30 домов там семь гостиниц, пять ресторанов и одна вечно закрытая булочная 🙂) мы приземлились в одном славном местечке, чем остались весьма довольны.

7-ой день, пятница, 6 сентября . Утренний нудный и противный дождь не испортил впечатление от замка Шенонсо.

Внутри возникает стойкое ощущение, что Диана де Пуатье, а то и сама Екатерина Медичи, просто отлучились ненадолго.

Середину дня потратили на королевский замок Амбуаз, резиденцию Франциска I

и место упокоения Леонардо да Винчи.

Посетили и соседний с Амбуазом “замок” Кло-Люссе,

где Великий Мастер почил в бозе.

Вечером погуляли по саду замка Шомон, оставив интерьеры для более дотошных путешественников.

8-ой день, суббота, 7 сентября . Программа этого дня чуть было не затрещала по швам. В Блуа, куда мы раненько утром отправились, нас коварно поджидал субботний рынок! Собрав всю свою женскую волю в кулак и взяв с Начальника Экспедиции слово, что закончим осмотр замка до закрытия рынка (до 13 часов), мы одними из первых вошли в вожделенные залы очередного дворца.

На базар пришли уже к “шапочному разбору”, но польскую провизию сильно разбавили францускими сырами, колбасами и овоще-фрукто-ягодами.

Таскаться по Блуа с авоськами не шибко весело. Да ещё выяснилось, что америкосная зелень никому в Блуа и даром не нужна, в банках обмена нет, на почте 100-долларовую купюру нам менять отказались, а за несколько мелких банкнот попросили комиссию, чуть ли не половину меняемой суммы. По совокупности вышеперечисленных причин знакомство с Блуа ограничилось несколькими улицами и собором святого Николая. “Обмочив усы” бельгийским пивом мы двинулись в Шеверни.

И стал бы Шеверни ещё одним замком, отличным от других лишь камерными, а не парадными интерьерами и действующей псарней,

если бы не праздник вина! Городок праздновал 20-летний юбилей присвоения “апелласьон” винам марки “Шеверни”! На небольшой площади перед церковью вино лилось рекой. Виноделы щедро наливали благородный продукт виноградной лозы собственного приготовления в подставленные бокалы. Посуду полагалось взять при входе – посетителей записывали и зачем-то ставили на руку смывающуюся печать. Оркестр, танцы, карусель, сыр и вино, вино, вино….

Белое, розовое, красное, удивительно ароматное!

Интересно, что на месте вино не продавали, на празднике полагалось только пробовать. И не избежать бы Бортжурналистке положения риз, если бы ГлавВред не вынес своего волевого решения по-английски по-французски удалиться. Предварительно выяснив координаты особо понравившегося винного погреба.

Пополнив винные запасы, мы отбыли по направления к , указатель на который благополучно проскочили. Разбираться во французских дорожных указателях – дело непростое. На перекрёстках часто висят целые простыни с наименованием географических точек и выбрать на скорости нужное направление весьма затруднительно.

Попадаются указатели на Toutes directions (“Все направления”) и Autres directions (“Другие направления”), их стрелки указывают в противоположные стороны. Указатель поворота на висел оборотной стороной и обнаружился лишь когда изрядно поплутав, мы вернулись назад.

К счастью, мы успели на последнюю экскурсию (посещение только с экскурсоводом, снимать нельзя) и Начальник Экспедиции насладился великолепным рассказом коллеги.

Ужинали в Шенонсо в ресторане при нашей гостиничке. Уже постфактум решили, что этот ужин стал одним из самых лучших в поездке.

9-ый день, воскресенье, 8 сентября . Кто бы мог подумать, что в отпуске, да ещё и в воскресенье придётся ставить будильник на “ни свет, ни заря, 40 лет без урожая” ?

Куда не поедем?- ехидно ответил Начальник Экспедиции на ворчание Бортжурналистки и пригрозил: – Пожалуйста, давай замок Спящей Красавицы проспим!

Как это Красавицу проспать? Это ей можно на сотенку годков отдаться предаться объятиям Морфея. Нам такого не положено, мы в отпуске.

Идея хотя бы проехать через Тур, который никак не умещался в протокол о намерениях, результата не принесла, чтобы окончательно не заблудится мы снова вернулись на трассу. В Азе-ле-Ридо были минут за 20 до открытия.

Но главным впечатлением дня стали отнюдь не покои королевских особ, а целая коллекция ретро-автомобилей на парковке.

На обратной дороге мы добрым словом вспомнили рынок в Блуа.

В Вилландри решили посвятить всё время прогулке по знаменитым садам, благо погода к тому располагала.

К вечеру дискуссия на тему: “Где скоротать оставшиеся пару часов” неожиданно разрешилась сама собой – мы набрели на замок Люйн. Посетить его не удалось – через 20 минут он закрывался до следующей весны, но любезные девушки-служители объяснили, как проехать на вершину холма, откуда открывается открыточный вид на замок. Мы попали туда со второй попытки. (Спасибо французским указателям, задача которых – отвести путнику глаза от его цели).

Согласно умной книжке, неподалёку от Люйна сохранились руины древнеримского акведука. Его поиски превратились в увлекательный квест по тихим улочкам и окрестным дорожкам. Только зоркие глаза Помехи Справа, уловившие боковым зрением нечто величественное на краю дальнего поля, помогли нам его найти. Арки и опоры акведука стоят в чистом поле и поэтому производят очень сильное впечатление, мощнее, если бы стоял где-нибудь в городе.

Вечером оценили вкус шампанизированного вина “креман” из Риквира.

10-ый день, понедельник, 9 сентября . Ехать в Шинон предполагалось по живописной дороге. Но у навигатора на то были свои виды, он тупо перетащил нас на противоположный берег Луары, где пейзажи стали намного скучнее.

В замке Шинон обосновались сказочные драконы, включая русское Чудо-Юдо.

Впрочем, толкиеновского Смога тоже на забыли. Да и сам город более чем интересен – на его осмотр потратили около трёх часов,

включая музей вина с дегустацией и приобретением различных напитков горячительного свойства.

Дорожные расходы (топливо, парковки, платные дороги):
11.390 рублей
240 злотых
680,3 евро

Гостиницы:
220 злотых
961 евро

Еда (рестораны, кафе, перекусы, продуктовые магазины – всё, что употребилось внутрь):
795 евро
375 злотых
550 рублей

Музеи:
157,5 евро.
На этот раз совсем не дорого, удостоверения гидов-переводчиков давали право на бесплатное посещение всех государственных замков, а в частных нам давали скидку. На сэкономленные деньги мы покупали литературу. Много. На 325 евро.

ИТОГО – 3 400 евро.
В итог НЕ включены лишь подарки, алкоголь и некоторые промышленные и продуктовые закупы, предназначенные к употреблению дома.