Лампочка Ильича: были и небыли. Да будет свет

  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы


    14 ноября 1920 года зажглась первая «лампочка Ильича»

    Эпоха освещения

    Знаменитую фразу про "электрификацию всей страны" придумал не Ленин. Да и гордость большевистского плана ГОЭЛРО — Днепрогэс спроектировали еще до Октября. Революция и Гражданская война лишь отсрочили электрификацию России

    До торжественного включения лампочки Ильича в подмосковной деревне Кашино оставалось еще 40 лет. Это, впрочем, не помешало энтузиастам внедрения в российскую жизнь электричества зажечь на Литейном мосту в Петербурге в 1880 году доселе невиданные электросветильники — ведь новаторы не знали, что в советском будущем именно ту, кашинскую, лампочку объявят первой в России. Мешало им совсем другое: монополия владельцев газовых фонарей в имперской столице — у них было исключительное право на освещение Питера. Но из этой монополии по каким-то причинам выпал Литейный мост. К нему-то и подогнали судно с электроустановкой, которая зажгла фонари.

    Их сиятельства

    Всего через три года после этой демонстрации "антимонопольного светопредставления" в Петербурге была открыта первая электростанция мощностью 35 киловатт — она размещалась на барже, пришвартованной у набережной Мойки. Там было установлено 12 динамо-машин, ток от которых по проводам передавался на Невский проспект и зажигал 32 уличных фонаря. Станцию оборудовала немецкая фирма "Сименс и Гальске", на первых порах она играла главную роль в электрификации России.

    Еще через три года, в 1886-м, в Петербурге было основано Общество электрического освещения, объединившее ученых и коммерсантов в деле "электрификации всей страны" (эти "ленинские" слова были уже тогда записаны в уставе). Большую часть акционеров общества составляли иностранцы — в первую очередь тот же концерн "Сименс", — а вот технические кадры были российскими. Здесь работали все будущие создатели плана ГОЭЛРО — Глеб Кржижановский, Леонид Красин, Роберт Классон и другие. Уже тогда разрабатывались первые проекты масштабного строительства электростанций и линий электропередачи.

    Хотя в области энергетики Российская империя заметно отставала от западных стран, развитие отрасли на рубеже ХIХ и ХХ веков шло семимильными шагами. В конце столетия были построены первые ТЭЦ мощностью более 5 мегаватт — Раушская в Москве и Охтенская в Петербурге. Но столицами дело не ограничивалось — первая в стране электростанция трехфазного тока появилась в 1893 году в Новороссийске. Трехфазный ток, впервые примененный русским инженером Михаилом Доливо-Добровольским в Германии, сделал гораздо дешевле как выработку электроэнергии, так и ее передачу на большие расстояния. К 1896 году количество электростанций выросло до 35. КПД таких станций приближался к 25% (у современных парогазовых электростанций он достигает 60%). Все они принадлежали частным владельцам, в том числе 12 — Обществу электрического освещения.

    Первый московский контракт общества — о включении в работу блока для освещения торговых рядов Пассажа купца Постникова (в этом здании сейчас располагается Театр им. Ермоловой) — был заключен в 1887 году. В следующем году была пущена первая в нынешней столице электростанция (сейчас это помещение Малого Манежа).

    В 1899 году фирмы — участники Общества привлекли к финансированию работ по электрификации ведущие банки, основав Большой русский банковский синдикат. Несмотря на название, отечественного капитала там было всего 12% — остальное вложили иностранцы. В основном синдикат занимался проведением трамвайных маршрутов и электрификацией железных дорог. Первый российский трамвай был пущен в 1892 году в Киеве, а в Москве он появился через семь лет. Позже городская Дума одобрила план строительства метро. Разгром наших войск в войне с Японией положительно сказался на развитии энергетики — русские корабли начали оснащаться электросиловым оборудованием. И конечно, один город за другим переходил на электрическое освещение. Правда, медленно — даже в Москве перед революцией электричества не было в 70% жилых домов.

    Отдельно стоит сказать про научное обеспечение электрификации дореволюционной России. Финансируемые из казны высшие учебные заведения выпускали инженерные кадры для отрасли. При поддержке императорской Академии наук регулярно проходили электротехнические съезды — с 1900-го по 1913 год их состоялось восемь. На съездах обсуждались как конкретные планы строительства отдельных объектов, так и стратегические перспективы. Среди последних наиболее масштабным был проект, разработанный в начале ХХ века великим ученым Владимиром Вернадским. Он предусматривал создание к 1920 году на всей территории страны широкой сети электростанций, энергия которых могла питать новые промышленные районы. Собственно, именно эти идеи и легли в основу будущего "ленинского" плана ГОЭЛРО.

    Отечественная наука опиралась на развитие российского предпринимательства. Постепенно российские предприниматели теснили иностранцев — особенно после начала Первой мировой войны, когда немцы покинули российский рынок. Наиболее бурную деятельность развил бакинский нефтепромышленник Абрам Гукасов, ставший ведущим производителем электрического кабеля и главой АО "Рускабель". На его деньги в Москве был построен крупный завод "Динамо", производивший электромоторы и генераторы по западным технологиям, но из местных деталей. Тогда же открылась фабрика "Светлана" — первый в стране производитель электрических ламп по патентам Эдисона.

    Если в 1909 году доля российских капиталов в электротехнической отрасли составляла 16,2%, то к 1914-му она достигла 30%. Во многом это было связано с таможенно-тарифной войной, которую тогдашний министр финансов Витте развязал в 1890-х годах с Германией. Не вдаваясь в детали, скажем, что итогом этой войны стало создание таких условий, когда германским (а именно они лидировали в то время в энергетическом машиностроении) фирмам оказалось выгоднее создавать производства в России, чем ввозить сюда уже готовую продукцию. В целом за годы предвоенного промышленного подъема приращение иностранных инвестиций в энергетическую отрасль составило 63%, тогда как российских — 176%. Энергетика в стране развивалась темпами, постоянно опережающими рост экономики в целом — по 20-25% в год.

    Перед самой войной в подмосковном Богородске (нынешний Ногинск) была построена электростанция мощностью 9 мегаватт. На тот момент она была крупнейшей в России, да и в мире таких "гигантов" насчитывалось не более 15 (почти все в САСШ, как тогда назывались США). Она впервые передавала ток по проводам на большое расстояние — до 100 км. Предполагалось построить несколько таких электростанций, способных питать энергией Москву, а в перспективе весь Центральный район.

    Русские изобретатели думали над освоением громадных ресурсов гидроэнергии. Первая ГЭС (тогда ее называли "водоэнергетической установкой") мощностью 700 киловатт была построена на кавказской речке Подкумок у города Ессентуки в 1903 году. Вторую построили монахи на Соловецких островах. В 1910 году по соглашению с американским концерном "Вестингауз" началось строительство Волховской ГЭС, мощность которой должна была достичь уже 20 мегаватт. Ее обещали построить все тот же "Сименс" и американская компания "Вестингауз". А в 1912 году множество компаний и банков объединились в консорциум по строительству гидроэлектростанции на днепровских порогах — будущего Днепрогэса. Экспертизу проекта провели немецкие специалисты; они же предложили проложить в обход будущей ГЭС канал, который сделал бы Днепр судоходным. Строительство примерной стоимостью 600 млн золотых рублей должно было начаться в 1915 году. Но ему, как и многим другим проектам, помешала Первая мировая война.

    Появление крупных электростанций могло изменить многое в российской экономике. Но пока что почти все электростанции были маломощными, по 10-20 киловатт, и строились хаотично, без какого-либо плана. Они создавались на крупных предприятиях или в городах. В первом случае их строили владельцы самих предприятий, во втором — акционерные общества, продававшие электричество городским властям. В ряде случаев городские думы выдавали компаниям кредиты на постройку электростанций в обмен на поставку электроэнергии по более дешевой цене (так, например, было в 1912 году в Саратове). Очень редко города или даже деревни строили небольшие станции на собственные средства.

    В 1913 году мощность всех электростанций России достигла 1 млн 100 тыс. киловатт, а выработка электроэнергии — 2 млрд киловатт-часов. По этому показателю Россия занимала восьмое место в мире, отставая не только от лидировавших САСШ (там было уже 60 млрд), но даже от крошечной Бельгии.

    И все же производство электричества в России росло быстрее, чем во всех других странах, кроме Штатов, — на 20-25% в год. Подсчитано, что при таких темпах к 1925 году наша страна стала бы первой в мире в этой области.

    Светлое будущее

    Как известно, история не терпит сослагательного наклонения, а потому говорить, что было бы, если бы вместо плана ГОЭЛРО страна получила возможность развиваться нормально — без войн и революций — бессмысленно. Тем более что и сам по себе этот план, без всяких преувеличений, повод для гордости и достойный вклад нашей страны в историю мировой промышленной политики.

    Уже упоминавшийся Глеб Кржижановский — выпускник Петербургского технологического института и автор проекта подмосковной ТЭС "Электродача", построенной в 1912 году, — по заданию партии внедрился в питерское отделение Общества электрического освещения с целью укрепления большевистской ячейки. Затем он перевелся в московское отделение общества. Партийная работа, впрочем, не мешала Кржижановскому участвовать в основной работе общества. А она была революционной — правда, не в политическом, а в экономическом смысле. Свою работу с ведущими российскими специалистами в области энергетики Кржижановский не забыл. Более того, он так увлекся планами электрификации России, что смог заразить ими своего товарища молодости — Ленина, вместе с которым он создавал в середине 1890-х Союз борьбы за освобождение рабочего класса.

    В декабре 1917 года Кржижановский добился приема у вождя для двух виднейших членов Общества освещения Радченко и Винтера. Они рассказали главе нового правительства об уже имевшихся планах электрификации страны и, главное, о их созвучии с близкими большевикам планами централизации народного хозяйства. Но тут началась Гражданская война, после которой в 1920 году страна произвела всего 400 млн киловатт-часов электроэнергии — в пять раз меньше, чем в пресловутом 1913-м.

    Эта встреча однако осталась в памяти Ленина. 21 февраля 1920 года Ильич подписал распоряжение о создании Государственной комиссии электрификации России (ГОЭЛРО). Возглавил комиссию, как нетрудно догадаться, Глеб Кржижановский (кстати, один из очень немногих людей, с кем Ленин был на "ты"). Кржижановский привлек к работе не только инженеров-практиков, но и ученых из академии наук — всего около 200 человек. Среди них, кстати, был и знаменитый российский философ, священник и "по совместительству" выдающийся электротехник Павел Флоренский. На заседания комиссии он приходил в рясе, и большевики терпели.

    После десяти месяцев напряженной работы комиссия выдала на-гора 650-страничный том с многочисленными картами и схемами. Этот том в виде стратегического плана был утвержден VIII Всероссийским съездом Советов, заседавшим в Большом театре. Презентация доклада произошла на высшем для того времени техническом уровне. Чтобы делегаты могли оценить грандиозность предлагавшегося проекта, на сцене была выставлена гигантская карта России. И по мере рассказа докладчика — им был Кржижановский — о тех или иных объектах на карте зажигались разноцветные лампочки в соответствующих местах. Под конец, когда зажглись все лампочки, Москва погрузилась во мрак — все мощности тогдашней столичной энергетики пошли на Большой театр, здания ВЧК и Кремль.

    ГОЭЛРО, несмотря на название, был планом развития не одной энергетики, а всей экономики. В нем предусматривалось строительство не только генерирующих мощностей, но и предприятий, обеспечивающих эти стройки всем необходимым, а также опережающее развитие электроэнергетики по сравнению с народным хозяйством в целом. И все это привязывалось к планам развития территорий. К примеру, согласно плану был построен Электрозавод в Москве, позже аналогичные производства открылись в Саратове и Ростове. Однако ГОЭЛРО шел еще дальше: он предусматривал возведение предприятий — будущих потребителей электроэнергии. Среди них — заложенный в 1927 году Сталинградский тракторный, основа отечественного танкостроения. В рамках плана также началось освоение Кузнецкого угольного бассейна, вокруг которого возник новый промышленный район.

    Предусматривалось возведение крупных ГЭС на Волге, хотя в действительности их строительство началось только в 50-е годы. Намечалось довести добычу угля до 62,3 млн тонн в год против 29,2 млн тонн в 1913 году, нефти — до 16,4 млн тонн против 10,3 млн. Уже в 1921 году комиссия по ГОЭЛРО во главе с Кржижановским была преобразована в Госплан, ведавший всей экономической стратегией развития страны.

    Первыми решили строить Каширскую и Шатурскую ТЭЦ по соседству с Москвой. На это бросили комсомольцев, военных и рабочих с бездействующих заводов. Голодные и раздетые люди работали по 18 часов в сутки. Каширская электростанция мощностью 12 мегаватт, работавшая на подмосковном угле, была открыта в июне 1922 года, когда больной Ильич уже был заперт в Горках. Тогда же построили первую в стране ЛЭП, по которой электричество доставлялось из Каширы в Москву. После введения в строй Шатурской ТЭЦ в 1926 году выработка энергии достигла довоенного уровня.

    Реализация плана ГОЭЛРО совпала с новой экономической политикой — оказавшись перед реальной перспективой быть повешенными на всех для того потребных фонарях и осинах, большевики решили отказаться от идеологии безденежной и бестоварной экономики и дать право на жизнь среднему и малому предпринимателю (командные высоты — крупную промышленность партия оставила за собой).

    Не обошлось без нэпманов и дело "электрификации всей страны". К примеру, 24 кустарные подмосковные артели объединились в крупное товарищество "Электропроизводство", а 52 калужские артели — в товарищество "Серена"; они занимались постройками станций, тянули линии электропередачи, электрифицировали промышленные предприятия. Советское правительство — редчайший случай — поощряло инициативу частников в выполнении ГОЭЛРО. Те, кто занимался электрификацией, могли рассчитывать на налоговые льготы и даже на кредиты от государства. Правда, вся нормативная база, технический контроль и установление тарифов сохранялись за правительством (тариф был единым для всей страны и устанавливался Госпланом).

    Политика поощрения предпринимательства дала ощутимые плоды: около половины генерирующих мощностей, построенных по плану ГОЭЛРО, были созданы с привлечением сил и средств нэпманов, то есть бизнеса. Иными словами, это был пример того, что мы сейчас называем частно-государственным партнерством.

    В реализации плана электрификации участвовали и западные компании. Надеясь на прибыль и возвращение национализированных большевиками активов, они посылали в СССР специалистов и технику: в годы первых пятилеток до 70% электротехнического оборудования поступало из-за границы. До революции эта доля была меньше (примерно 50%), хотя ради справедливости стоит заметить, что гораздо меньше требовалось и оборудования. К середине 30-х годов в СССР был налажен выпуск собственных турбин, генераторов и всего необходимого для отрасли.

    За десять лет, на которые был рассчитан план ГОЭЛРО, он был перевыполнен. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как предусматривалось, а почти всемеро: с 2 до 13,5 млрд кВтч. В 1927 году в районе Запорожья началось возведение Днепрогэса — крупнейшей на то время в Европе гидроэлектростанции и наиболее заметного объекта ГОЭЛРО. Его пустили в 1932 году. Днепрогэс стал одновременно последней большой стройкой "ленинского" плана и первой "сталинской" пятилетки, в которую плавно перетек ГОЭЛРО.

    История собственной страны для многих россиян, особенно молодых, оказывается настоящим «темным пятном». Благодаря этому некоторые факты, из которых никогда не делали тайны, вызывают у людей шок. Особенно часто это происходит в социальных сетях.

    Аргумент в виде фотографии

    Например, в последнее время по интернету гуляет фотография с изображением электроиллюминации Кремля в день коронации Николая II в 1896 году. Фото сопровождается вопросом «Лампочка Ильича?». Тем самым авторы ставят под сомнение, что электрификация России была заслугой большевиков.

    Стоит заметить, что наличие электричества в царской России никто никогда под сомнение не ставил. В революционных фильмах советского периода большевики, готовя вооруженное восстание в Петрограде, заседают отнюдь не при свечах. Но кто же на самом деле внес решающий вклад в электрификацию страны?

    Иллюминация в Кремле по случаю коронационных торжеств. Фото: Commons.wikimedia.org

    С чего начиналось российское электричество

    Началом «электрической эры» в России можно считать создание в 1886 году в Петербурге промышленно-коммерческого «Общества электрического освещения 1886 года». Инициатором предприятия стал купец 1-й гильдии Карл Федорович Сименс . Первым заказом общества стала электрификация квартир доходного дома-пассажа купца Постникова .

    В первые годы «электрической эры» в России основными инвесторами выступали предприниматели из Бельгии и Германии. Это было связано с политикой властей, обеспечивавших более льготное налогообложение зарубежных электротехнических концернов, нежели национальных. К концу XIX века электроэнергия в России оставалась предметом роскоши, который использовали на торжествах государственного значения. При этом большинству населения электричество было недоступно. Подобная ситуация сохранялась вплоть до революции.

    Лампочка не для всех

    Накануне Первой Мировой войны в иностранных руках находилось более двух третей российской энергетики. К 1913 году в России работали 33 электростанции, дававшие общую мощность около 1, 1 млн киловатт, и вырабатывавшие за год около 2 миллиардов киловатт-часов. По показателю энергетики на одного человека в год Российская империя отставала от мирового лидера — Соединенных Штатов — в 40 раз.

    По разным оценкам, по объемам выработки электроэнергии в год, Россия занимала 5-8 место, уступая США, Германии, Великобритании, Италии, и находясь примерно на одном уровне с Францией, Канадой и Норвегией. Но, с учетом российских просторов, показатели были не самыми радужными — говоря словами Герберта Уэллса , Россия оставалась во мгле.

    Много разговоров, мало дела

    К Уэллсу мы еще вернемся, а сейчас поговорим о проблемах имперской энергетики. До революции основу энергетической системы России составляли обособленные электростанции, рассчитанные на малое число потребителей. Темпы роста электроэнергетики резко отставали от потребностей крупнейших городов — Москвы, Петербурга, Киева, Харькова, Риги. Попытки централизации и унификации энергосистемы страны терпели крах.

    До революции было проведено семь Всероссийских электротехнических съездов, на которых обсуждались проблемы и выдвигались планы масштабной электрификации страны. Однако эти планы натыкались и на бюрократическую систему империи, и на сопротивление иностранных инвесторов, которые видели угрозу своему ведущему положению в российской энергетике.

    Словом, ситуация очень походила на историю с планами строительства метро во времена Российской империи — они были, но из благополучно «топили» влиятельные лица, начиная от тех, кто зарабатывал на извозчиках, и заканчивая духовенством, которое видело что-то нехорошее в планах строительства железной дороги под землей.

    Планы были, но помешала война — заявляют сторонники «России, которую мы потеряли».

    Репродукция картины «У карты ГОЭЛРО» художника Петра Андрианова. Фото: РИА Новости / Рождественский

    У вас есть план, товарищ Кржижановский?

    А вот большевики планы электрификации начинают обсуждать практически сразу после прихода к власти, в ноябре 1917 года. В конце того же года Ленин вместе со своим близким другом и соратником, инженером-энергетиком Глебом Кржижановским встречались с ведущими российскими учеными в области энергетики, обсуждая планы будущих работ.

    Гражданская война, за период которой производство электроэнергии в стране упало в пять раз, сделала для большевиков планы по развитию энергетики важными, как никогда. В конце 1919 года Кржижановский после беседы с Лениным садится за написание работы «Основные задачи электрификации России». 21 февраля 1920 года Ленин подписал распоряжение о создании Государственной комиссии электрификации России (ГОЭЛРО), главой которой стал Глеб Кржижановский. К работе в комиссии было привлечено около 200 лучших специалистов, многие из которых, мягко говоря, недолюбливали большевиков. Однако получилось так, что именно команда Ленина позволила этим людям реализовать их задумки.

    650-страничный стратегический план электрификации России был представлен на VIII Всероссийском съезде Советов в декабре 1920 года. Это была масштабная презентация, потрясшая делегатов. Не стоит и говорить о том, что план был безоговорочно одобрен.

    Уэллс неверующий

    Вернемся к Герберту Уэллсу. Английский писатель-фантаст встречался с Лениным в Кремле 6 октября 1920 года, и обратил внимание на то, что вождь большевиков чрезвычайно увлечен планами электрификации России. Планами, которые сам Уэллс посчитал нереалистичными: «Дело в том, что Ленин, который, как подлинный марксист, отвергает всех „утопистов“, в конце концов сам впал в утопию, утопию электрификации. Он делает всё, от него зависящее, чтобы создать в России крупные электростанции, которые будут давать целым губерниям энергию для освещения, транспорта и промышленности. Он сказал, что в порядке опыта уже электрифицированы два района. Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населённой неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасла торговля и промышленность? Такие проекты электрификации осуществляются сейчас в Голландии, они обсуждаются в Англии, и можно легко представить себе, что в этих густонаселенных странах с высокоразвитой промышленностью электрификация окажется успешной, рентабельной и вообще благотворной. Но осуществление таких проектов в России можно представить себе только с помощью сверхфантазии».

    Как видите, не только чиновники Российской империи не верили в планы отечественных ученых. Даже именитый фантаст в них не поверил. «Приезжайте снова через десять лет и посмотрите, что сделано в России за это время», — ответил Ленин Уэллсу.

    ГОЭЛРО в действии — это фантастика

    Надо заметить, что план ГОЭЛРО предусматривал не просто развитие энергетики, а опережающее развитие на фоне общих темпов роста экономики. За 10-15 лет предполагалось возвести 20 ТЭС и 10 ГЭС. Чтобы понять об объектах какого масштаба идет речь, достаточно сказать, что Каширская электростанция, строившаяся под личным контролем Ленина, на момент своего ввода в эксплуатацию в 1922 году, была второй по мощности электростанцией в Европе.

    К 1930 году производство электроэнергии в нашей стране достигло 8,4 миллиардов киловат-часов в год. Электричество, которого не знали в российских деревнях, стало использоваться не только для освещения домов, но и в мельницах, зерноочистителях, на лесопилках и т.д. А к 1935 году производство электроэнергии в СССР достигло 28,3 миллиардов киловатт-часов, что более чем в десять раз превысило лучшие показатели царской России.

    Шатурская электростанция. Фото: РИА Новости / Дмитрий Дебабов

    План ГОЭЛРО, признанный во всем мире образцом успешной программы масштабного развития энергетики, позволил стране провести индустриализацию, что, в конечном счете, дало Советскому Союзу выстоять в годы войны в противостоянии с оборонной промышленностью все оккупированной немцами Европы.

    Герберт Уэллс, снова приехавший в СССР в 1934 году, был поражен увиденным и признал «правоту кремлевского мечтателя».

    Памятник Владимиру Ильичу Ленину на фоне плотины Днепропетровской ГЭС. Фото: РИА Новости / Николай Козловский

    Большевики зажигают

    Подведем итог. Лампочка в России стал именно «лампочкой Ильича», а не «лампочкой Николая II» потому, что великой энергетической державой нашу страну сделали большевики. Команда Ленина обеспечила возможность зажжения лампочек в каждом крестьянском доме, а не только на грандиозных торжествах.

    Если планы остаются на бумаге — это не более, чем красивая картинка. В конце концов, у Советского Союза существовали планы создания базы на Луне. Но наличие этих планов не дает нам оснований считать, что советские космонавты почти покорили спутник Земли. Об этом неплохо бы помнить и нашим высокопоставленным современникам, чьи планы, в отличие от большевистских, слишком часто остаются только на бумаге.

    У электрической лампочки нет одного-единственного создателя. История ее появления представляет собой целую цепь открытий, сделанных разными людьми в разное время. Но современная лампа накаливания – это воплощение идей русского инженера и изобретателя Александра Лодыгина.


    Самую первую лампу накаливания - еще с платиновой спиралью - создал в 1809 году англичанин Деларю. Нить из драгметалла стоила баснословно дорого, и бельгиец Жобар сделал в 1838 году гораздо более дешевую угольную лампу накаливания. Но такая лампа светила недолго: угольный стержень быстро разрушался от атмосферного воздуха в колбе.

    Развивая идею о светимости раскаленного проводника, немец Генрих Гёбель создал в 1854 году первую вакуумную лампу. Обугленную бамбуковую нить он поместил в сосуд с откачанным воздухом - это в разы увеличило время свечения. Но для её промышленного изготовления и широкого использования этого изобретения ещё не было важных предпосылок: возможности создания глубокого вакуума и непрерывного производства электроэнергии.

    Русский электротехник Александр Лодыгин тоже первые опыты по созданию лампы накаливания проводил с угольной нитью, и 11 июля 1874 года запатентовал свое изобретение за номером 1619 сначала в России, затем почти во всех странах Европы.

    За это изобретение от Петербургской академии наук он получил престижную Ломоносовскую премию, а за участие в Венской электротехнической выставке был награжден орденом Станислава III-й степени - редчайший случай для русского инженера.

    Через 6 лет, в 1880 году американский изобретатель Томас Эдисон запатентовал свою лампу накаливания с угольной нитью и устойчивым вакуумом. Он несколько раз устраивал очень эффектные демонстрации из более сотен горящих электролампочек, после которых лампы накаливания начали активно вытеснять газовое освещение. К слову, именно Эдисону принадлежит заслуга изобретения цоколя и патрона для лампочки.




    А.Н. Лодыгин не остановился на достигнутом, и в 1890 году получил в США патент на электрическую лампу накаливания с металлической нитью из вольфрама - ту самую «лапочку Ильича», которой пользуемся в настоящее время. Также он запатентовал лампы накаливания с металлической нитью из других тугоплавких металлов - осмия, иридия, палладия.

    В 1910 году Вильям Дэвид Кулидж изобрел дешевый метод производства вольфрамовой нити и этот металл легко вытеснил все другие виды нитей накаливания. С этого времени начинается массовое производство «вольфрамовых» лампочек Лодыгина, и они завоевали мир.
    Коллекция лампочек Музея энергетики Урала недавно пополнилась новым экспонатом – электролампочкой-гигантом на 1000 Вт, ее высота больше 30 см. Это подарок известного в городе краеведа Л.А. Субботиной. Такие мощные лампочки раньше освещали большие производственные и цеховые помещения. Эта лампочка в этом году «юбиляр» - ей исполнилось 30 лет, так как произведена она была в апреле 1984 года.

    Пока коллекция лампочек в Музее не большая, но интересная. Здесь есть и настоящие «лампочки Ильича» 1930 –х гг, которые были зажжены еще при реализации Ленинского плана ГОЭЛРО.

    Есть даже «съедобные» лампочки, выполненные из белого шоколада. Таким сладким подарком Екатеринбургская электросетевая компания порадовала трудовой коллектив в день своего 5-летнего юбилея. Одному из сотрудников стало жалко съедать это кулинарное чудо, лампочки были сохранены и переданы в Музей.

    skaredova_s 24.07.2009 в 17:20

    Создатель самого популярного в мире осветительного устройства русский инженер, изобретатель Александр Лодыгин запатентовал его ровно 135 лет назад. День рождения лампы накаливания приходится на 24 июля 1874 года. Прибор быстро покорил весь мир, и сегодняшнюю жизнь невозможно представить без обыкновенной лампочки.

    Лодыгин родился 18 октября 1847 года в селе Стеньшино Липецкого уезда Тамбовской губернии. Он происходил из очень старинного дворянского рода Андрея Кобылы, в родстве с которым были даже Романовы. В 1859 году Александр Лодыгин поступил в Тамбовский кадетский корпус, потом в Московское юнкерское училище.

    Получив образование военного инженера, Лодыгин переехал в Петербург и начал посещать занятия по физике, химии и механике в Технологическом институте. И увлекся разработкой схемы лампы накаливания. Военную службу Лодыгин завершил и целиком посвятил себя изобретательству.

    Строго говоря, у электрической лампочки нет одного-единственного создателя. История появления светящейся "груши" представляет собой целую цепь открытий, сделанных разными людьми в разное время. Но современная лампа накаливания – это воплощение именно идей Лодыгина.

    Самую первую лампу накаливания - еще с платиновой спиралью - создал в 1809 году англичанин Деларю. Нить из драгметалла стоила баснословно дорого, и бельгиец Жобар сделал в 1838 году гораздо более дешевую угольную лампу накаливания. Но такая лампа светила недолго: угольный стержень быстро разрушался от атмосферного воздуха в колбе.

    Развивая идею о светимости раскаленного проводника, немец Генрих Гёбель создал в 1854 году первую вакуумную лампу. Обугленную бамбуковую нить он поместил в сосуд с откачанным воздухом - это в разы увеличило время свечения. Но угольный проводник не был идеальным источником света.

    А Лодыгин в качестве тончайших волосков накала использовал вольфрамовые нити, хотя тоже начинал с опытов с угольным стержнем. Вольфрамовая нить в откачанном из сосуда воздухе резко увеличила срок службы лампочек. А вскоре изобретатель предложил заполнять баллон инертным газом – это еще больше продлило лампам жизнь.

    За свое изобретение Лодыгин получил от Петербургской академии наук престижнейшую Ломоносовскую премию. Вскоре он запатентовал свое детище не только в России, но и почти во всех странах Европы: Австро-Венгрии, Испании, Португалии, Италии, Бельгии, Франции, Великобритании, Швеции, Саксонии.

    И даже в Индии и Австралии! А за участие в Венской электротехнической выставке изобретатель получил орден Станислава III-й степени - редчайший случай для русского инженера!

    Поняв, что производство ламп сулит большую выгоду, Александр Николаевич основывает компанию «Русское товарищество электрического освещения Лодыгин и К°» и в 1906 году продает патент на вольфрамовую нить американской компании General Electric. Однако вольфрам в те времена стоил дорого, и этот патент нашел весьма ограниченное применение.

    Очередной прорыв наступил в 1910 году, когда Вильям Дэвид Кулидж изобрел дешевый метод производства вольфрамовой нити и этот металл легко вытеснил все другие виды нитей накаливания. Лодыгин побывал на Западе, вернулся в Россию, начал преподавать в Электротехническом институте и работать в строительном управлении Петербургской железной дороги.

    Он задумал беспрецедентный в России проект электрификации страны. Первая мировая война и революция 1917 года поставили крест на его начинаниях. Лодыгин эмигрирует в США. В марте 1923 года он скончался в Нью-Йорке.

    Мировая известность тем временем достается американцу Томасу Эдисону, хотя, в сущности, он не изобрел лампочку, а лишь усовершенствовал чужие разработки. Вопреки распространенному мнению, даже патрон для лампочек придумал не Эдисон, а его сотрудник Стерижер, а розетка и вилка – это опять же заслуга Лодыгина.

    Однако у Эдисона был потрясающий внедренческий талант. Электрическую лампочку сначала все встретили в штыки. На специально построенном полигоне, в центре которого располагалась лаборатория Эдисона, он продемонстрировал сотни горящих электрических лампочек, энергия к которым подводилась от центральной динамо-машины по подземным проводам.

    После этого показа лампочка, созданная гением русского инженера Лодыгина, в конце концов завоевала мир. С тех пор она обросла множеством легенд и забавных фактов. Например, согласно статистике, электролампа

    "Лампочку Ильича" придумал не Ильич

    укоротила сон человека на 2-3 часа: до ее изобретения люди спали по 10 часов в сутки.

    В России благодаря плану ГОЭЛРО за незамысловатым прибором закрепилось название "лампочка Ильича". Если речь заходит о продолжительности служения ламп современного типа, обычно вспоминают «Столетнюю лампу» - она горит в США, в одном из пожарных отделений калифорнийского города Ливермор с 1901 года и представляют собой 4-ваттный светильник ручной работы.

    Несмотря на возраст, свойства современных ламп накаливания остаются пока во многом вне конкуренции: "трубки" дневного света "холоднее" и к тому же ощутимо мерцают. А мощность ламп накаливания позволяет использовать их не только как источники света, но и тепла, например, в инкубаторах.

    Кстати, не так давно в России было решено через два года вообще отказаться от производства ламп накаливания мощностью больше 100 ватт, хотя в домах и квартирах именно такие используют редко. А значит, изобретению Александра Лодыгина жить и жить.

    «Лампочка Ильича» — в СССР разговорное название бытовой лампы накаливания, использовавшейся без плафона.

    Словосочетание «Лампочка Ильича» появилось после поездки В. И. Ленина в деревню Кашино в 1920 году по случаю запуска местной «электростанции» с разводной сетью, выполненной из старых телеграфных проводов. Первоначально понятие «лампочка Ильича» относилось к электрификации России, особенно, сельской местности.

    Поездка В. И. Ленина в Кашино состоялась 14 ноября 1920 года и была приурочена к празднику в честь открытия электростанции. Постройка местной электростанции и разводной сети была вдохновлена выступлением В. И. Ленина на XX съезде комсомола, где он указал на необходимость развития экономики на основе электроэнергии.

    Разводная сеть была построена на средства сельскоховяйственного товарищества самими жителями в их личное время из телеграфного провода, который не использовался долгое время. Динамо-машина была сделана в Москве. В одном из домов состоялась беседа Владимира Ильича с местными крестьянами. После беседы В. И. Ленин и Н. К. Крупская сфотографировались с крестьянами, а затем он выступил на митинге.

    Эта поездка оказала большое влияние на советскую культуру. Впоследствии об этом событии был написан рассказ для детей, а в Кашино образован музей, правда в 1990-е музей распался и был разворован. Энтузиастов, жаждущих возродить музей и первую электростанцию (где из экспонатов - лишь нефтяной двигатель и генератор: все остальное разворовано), не осталось. Все свидетели встречи с Лениным давно умерли, а их потомки разъехались по разным городам и весям.

    После публикации хрестоматийной фотографии, использовавшейся как пропаганда достижений советской власти, понятие "лампочка Ильича" начало приобретать негативно-иронический оттенок, особенно в связи с тем, что даже в 1980-х многие населенные пункты в сельской местности не были электрифицированы. Также название «лампочка Ильича» распространилось на все примеры наскоро решенной проблемы освещения в складских, производственных и т. п. помещениях.

    Классическая «лампочка Ильича» представляет собой бытовую лампу накаливания, патрон которой подвешен к потолку за провод (и свободно свисает). Плафон отсутствует. Зачастую мощность лампочки (либо подаваемое напряжение) слишком малы для «нормального» освещения.