Как выставить мертвую точку. Установка первого цилиндра в ВМТ (Лада Ларгус)

Статья, в которой вы узнаете, где расположены метки ВМТ на машинах ВАЗ. Фото с описанием и как выровнять их расположение.



1. На двигателе в автомобиле ВАЗ 2112 на зубчатых шкивах распределительных валов верхние мёртвые точки (выступы «A») расположены параллельно задней крышке ремня привода распределительного вала (выбоины «B»).

2. Модели автомобилей ВАЗ 21083, 2110 и 2111 (универсал) ВМТ имеют на зубчатом шкиве распределительного вала (бугорок) и на задней крышке ремня привода распределительного вала (усик).


3. Тут на фото показаны ВТМ у остальной части моделей ВАЗов, что на маховике, - можно заметить полоску, а на шкале заднего щитка картера сцепления (фигурный вырез). Для лучшей видимости меток была снята .

4. На зубчатом шкиве коленчатого вала у всех моторах имеется бугорок, а на крышке масляного насоса - небольшой вырез. Эти метки можно увидеть, только если будет демонтирован шкив привода генератора машины.


5. В двигателе ВАЗ 2106 метки находятся на звёздочке распределительного вала (выбоина «A»), а другая на корпусе подшипников распределительного вала (выступ «B»). Эти метки можно увидеть только при снятом блоке цилиндров.

6. Также производитель на 2106 модели отметил метками на корпусе двигателя. Длинная чёрточка «А» расположилась на крышке цепи привода распределительного вала и треугольный паз «В» на кромке ручья шкива коленчатого вала.

Как выровнять расположение меток ВМТ на ВАЗ 2110 и 2111:

1. Сперва необходимо снять с аккумуляторной батареи клемму «–».


2. Теперь следует снять снизу машины правую грязевую защиту. Открутите 4 болта и 1 винт справа.

3. Далее откройте капот и открутите 3 винта, что держат переднюю крышку ремня привода распределительного вала. Перед тем как откручивать крышку обратите внимание на провода проводки, они также крепятся этими болтами. Аккуратно демонтируйте защитную крышку ремня.


4. Теперь необходимо выровнять (выставить) метки ВМТ. Для этого при помощи ключа поворачивайте за болт крепления шкива привода генератора коленчатый вал пока точки на задней крышке и шкиве распределительного вала не совпадут.



а что за машина?


ну написано же.....21083



Во-первых, на моей памяти всю жизнь так все и делалось.......отвертка в первый цилиндр.....и крутим....пусть "косая" ВМТ, но она будет...........
Потом, как ни крути, но метка еще должна быть на шкиве коленвала, по крайней мере у иномарок такое есть.
Матка на маховике. Ее тоже нету?

Да и потом, даже если НИКАКИХ меток нет, то все равно проблему Вашу не понимаю....
Выставялйте по отвертке ВМТ, накидывайте ГРМ и пробуйте заводить........Заведете.....будет "чихать" , "кашлять", скидывайте ГРМ и пробуйте перекидывать ремень ГРМ на +5, -5 зубцов распредвала.......За 10 операций у Вас должно все получиться.

Кстати, могу ошибаться, но, помоему, еще метка должна быть на трамблере....погугли немного...мож найдешь че путное.
Но я всегда делал именно так, как описал выше..... Так что удачи тебе...

ну написано же.....21083



P.S. никогда с этим проблем не было

а что за машина?
Вообще ну не знаю, вот на этой нексии раз ошибся на зуб, так машина стала тупая ужас. Выставил нормально - поехала. Для проверки выставил ещё на зуб вперёд, опять отупела. На шахе было только экспериментально =)


ваз-2108



но это уже метод тыка это 1

как это нет метки на маховике?
есть метка на шкиве РВ? есть метка на шкиве генератора?


Да о какой метке на генераторе Вы говорите то?! Разве не поликлиновым ремнем или клиновым он приводится в действие?

да машина вроде не тупит по разгону, но жрет слишком много даже для зимы, и зажигание какое то нетакое. либо без детонации но хрен заведешь, либо заводится с полуоборота/с 1 оборота, но детонация как будто 76 бензином заправился
можно конечно на зуб переставить туди или обратно(клапана не загибает на этом двигле)
но это уже метод тыка это 1
зажиганице хотелось бы узнать сколько градусов, чтоб понять почему детонация(слишком раннее зажигание либо плохая смесь)


чето ты мудришь, Рекрут.......выставляй метки, крути НА СЛУХ зажигание и все у тебя будет нормуль......

поправл вовремя))))


совместить с меткой на шкиве привода генератора (тот, что на коленвалу). Метка вроде совмещается с меткой на кожухе (который ремень закрывает).
Никогда не смотрел на метку, что на маховике

насколько помню метка должна быть на шкиве привода генератора (тот, что на коленвалу)



Вы в этой статье где узрели про генератор то?))))

При проведении различных ремонтных работ, в ходе которых приходится снимать цепь привода распределительного вала или же при снятие самого распредвала, чтобы при последующей сборке не нарушать установку фаз газораспределения, необходимо устанавливать поршень четвертого цилиндра в положение ВМТ (верхняя мертвая точка) такта сжатия. Так же ВМТ устанавливают и при регулировке клапанов.

Верхняя мертвая точка устанавливается путем совмещения метки на звездочке распредвала с меткой на крышке распредвала. После совмещения меток на звездочке и крышке распредвала, убедитесь, что совпали метки на шкиву коленчатого вала и крышке цепи привода распределительного вала. Если метки на совпали, то скорее всего нарушены фазы газораспределения.

Если нарушена фаза газораспределения, то есть при совмещении меток, поршень четвертого цилиндра не находится в ВМТ, необходимо снять цепь распредвала со звездочки и проворачивая коленвал, совместить метки, после чего установите цепь обратно.

этим Вы хотите сказать, что шкиф коленвала и генератора-это все один шкив???)))) что то меня аж в смех.......честно


читайте внимательней и не придирайтесь. Всем вроде понятно, что за шкив. И я написал, что он находится на коленвалу

зажиганице хотелось бы узнать сколько градусов, чтоб понять почему детонация(слишком раннее зажигание либо плохая смесь)


Вобщем не ипи мозк и делай все так, как я те написал. Надеюсь, что мотор у тебя в идеале или близком к этому состоянию..........

Нового ты тут ничего не изобретешь и не придумаешь.......
А если не сообразишь, то как говорит Вмих - изучай матчасть по работе ДВС и впрыскам-будет намного полезнее тебе же самому

да машина вроде не тупит по разгону, но жрет слишком много даже для зимы, и зажигание какое то нетакое. либо без детонации но хрен заведешь, либо заводится с полуоборота/с 1 оборота, но детонация как будто 76 бензином заправился
можно конечно на зуб переставить туди или обратно(клапана не загибает на этом двигле)
но это уже метод тыка это 1
зажиганице хотелось бы узнать сколько градусов, чтоб понять почему детонация(слишком раннее зажигание либо плохая смесь)


попробуй+-1 зуб, правда зажигание каждый раз крутить придётся. Скорее всего отстаёт на 1 зуб, цепь (ремень) растянулась и сбилось.
так это или не так(надо будет проверить, так оно хотябы объяснит все) сейчас не могу сказать
но если поставить маховик по этой метке, то метка на РВ приблизительно в 140 градусах от "цели"
могу нарисовать, но думаю практической пользы от этого не будет

есть метка на шкиве РВ? есть метка на шкиве генератора?
21083 - т.е. карб? или 2111 - инжектор? во втором случае можно на собранном мотре с помощью осцилографа в ноль выставить. причем ноль абсолютный. а не ноль по меткам.


на шкиве РВ метка есть(прилив)
кстати шкив РВ тоже мог бы стоять криво если бы была потеряна шпонка
но пол года назад или меньше когда крутили маховик и искали ВМТ, было выяснено что шкив РВ стоит правильно либо почти правильно
тобишь перекос максимум на 1-2 зуба ремня грм

двиг к сожалению карбюраторный

Так вот, на шкиве распреда она есть, но ее же нужно с чем то совместить...так ведь? Чтобы мотор работал, так ведь?)))


с выступом на задней крышке механизма грм она совмещается

насколько помню метка должна быть на шкиве привода генератора (тот, что на коленвалу)
P.S. никогда с этим проблем не было


на шкиве привода генератора это у шестерок вроде и узамов
у пп-вазов как тут было замечено есть точка на шестерне, которая за шкивом привода генератора
но проблема в том, что шестерня очень маленькая
следовательно точность там ждать не стоит, ошибся на 1мм, так по маховику будет градусов в 5
даже шкив РВ и то больше, и все равно по нему точно низачто не сделаешь

тобишь метка эта на шестерне и крышке маслонасоса сделана просто для удобства, чтобы оооооочень приблизительно посмотреть, нужной ли стороной воткнули двигатель)))

Часто на автофорумах новички автомобилисты ищут ответ на вопрос – как найти метки на маховике? При этом редко встретишь правильные рекомендации на эту тему. Попробуем разобраться в деле конкретно, дать ценные советы.

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Метка для установки момента зажигания или вмт на маховике представляет собой тонкую, будто бы поцарапанную черточку. Находится метка не на венце, естественно, а на зеркале элемента (гладкой плоскости). К сожалению, эта метка часто ржавеет, и автомобилисту бывает полезно изредка чистить ее отверткой или шилом.

Одновременно с этой меткой, на зеркале предусмотрены лунки или выемки. Это тоже специальные риски, предназначенные для грамотной установки маховика на оконечность кривошипного вала.

Увидеть метки на балансире кривошипного вала, если ничего не разобрано с машины (не демонтирована коробка), удастся сквозь специальный лючок. Безусловно, нужно воспользоваться помощью ассистента, без этого никак. Один человек должен тихо вращать коленвал, другой – следить за метками. Смотреть надо под хорошим освещением, чтобы не упустить требуемую метку. Если освещения недостаточно, воспользоваться фонариком.

Метку маховика правильнее называть риской. Существует несколько видов меток, и риску нельзя спутать с остальными.

К примеру, на 8-клапанном двигателе отечественной «восьмерки» и более поздних моделей автопрома есть метки следующего типа:

  • на звездочке распредвала (метка больше напоминает выступ);
  • с тыльной стороны крышки приводного ремня (больше напоминает усик);
  • на маховике (риска);
  • на тыловой стороне картера сцепления (похожа на треугольник);
  • на шкиве кривошипного вала (напоминает точку);
  • на крышке маслонасоса (треугольный вырез).

Последние две метки видны только после снятия шкива генераторного привода. Треугольник-вырез картера сцепления лучше просматривается после снятия КПП.

А вот на 16-клапанной силовой установке отечественной 21126 метки, кроме вышеописанных, находятся еще в следующих местах:

  • на звездочках обоих распредвалов в виде выступов;
  • с тыльной стороны крышки ременного привода распредвалов (вырез-треугольник).

Справка. Маховик автомобиля – это особая деталь механического типа, изготовленная в виде диска. Фиксируется он болтами к задней оконечности кривошипного вала, служит большей частью для сохранения инерционной энергии.

Зачем нужна метка маховика

В частности, по этой метке удается выставить вмт, что, в свою очередь, помогает грамотно установить, к примеру, ремень грм. Неправильность выставления меток приводит к катастрофическим последствиям – это следует помнить всегда.

Пошаговый алгоритм выставления меток грм выглядит примерно следующим образом:

  • подготавливается нужный инструментарий, включающий плоскую отвертку, ключ «десятку» и подъемник;
  • затем правая часть автомашины поднимается с помощью домкрата;
  • снимается защита ГРС механизма, расположенная под капотом транспортного средства;
  • вращается колесо машины до тех пор, пока распредвальная метка не совпадет с рисками на ГБЦ и шкиве кривошипного вала.

Вот тут и приходит «время маховика». Если его метка не совпадет с корпусом (блоком), то всем проведенным выше манипуляциям, грош цена. Увидеть метку получится через отверстие, надо будет заранее снять заглушку с КПП.

Метка маховика должна совпасть с блоком. Ассистент должен вращать коленвал, автовладелец – смотреть внимательно.

По этой же метке выставляется регулировка, если рвется приводной ремень или проводится настройка после ремонта ГБЦ.

Установка меток на силовом агрегате автомашины помогает правильно выставить УОЗ, согласовать работу ГРС механизма и системы впрыска.

Пара важных нюансов

Вот, на что хотелось бы обратить внимание:

  • проворачивать кривошипный вал следует исключительно за болт фиксатор шкива (при этом ни в коем случае не за сам шкив!);
  • провернуть кривошипный вал можно и так: поставить одну из передач КПП (лучше 4-ю), толкнуть машину до совмещения меток, или вывесить одно из колес – и крутить.

Балансировка

Безусловно, метка элемента (риска), выставленная по уму, станет эффективной только в случае идеально ровного маховика. Если наблюдается дисбаланс элемента, то придется осуществлять балансировку. В список задач балансировщика войдет также найти радиус маховика.

К сожалению, стенд балансировочный имеется не в каждом городе. На таком станке проще регулировать кривошипный вал и маховик.

Делается балансировка либо на особой оправке, либо на самом валу (не снимается). Основное действие, которое проводится при балансировке – это облегчение. С маховика снимается некоторый слой металла, чтобы отрегулировать правильность его массы. Снимать слои можно только с краев, центр детали должен оставаться целым, чтобы не убавились прочностные характеристики детали.

Важный момент. Прежде чем приступить к балансировке маховика, нужно идеально отбалансировать кривошипный вал.

Лишний вес с маховиков удаляется путем сверления. Слои снимаются в несколько заходов, пока не отрегулируется правильное вращение.

Следите за чистотой маховика. Если появляется возможность снять деталь, то не поленитесь тщательно осмотреть ее на дефекты. Риску маховика регулярно прочищайте от грязи, чтобы в дальнейшем она бы хорошо просматривалась.

Предупреждение

Последовательность операций представлена в предположении, что распределитель зажигания установлен правильно. Если необходимо определить верхнюю мертвую точку для установки распределителя, то установите поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку в такте сжатия, затем выставьте метки зажигания.

Верхняя мертвая точка поршня - это точка, через которую проходит каждый поршень при проворачивании коленчатого вала. Каждый поршень достигает положения ВМТ в конце такта сжатия затем снова в конце такта выхлопа. С целью установки механизма газораспределения двигателя используется верхняя мертвая точка поршня первого цилиндра.

Расположение поршня точно в верхней мертвой точке исключительно важно при проведении многих работ, например, при снятии распределительного вала, зубчатого ремня и шкива распределительного вала и распределителя зажигания.

Перед началом работ по установке поршня первого цилиндра в верхнюю мертвую точку, убедитесь в том, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, и ручной тормоз затянут. Отключите систему зажигания, вынув централь ный провод из крышки распределителя и заземлив его на массу. Вывинтите свечи зажигания.

Для установки любого из поршней в верхнюю мертвую точку вращайте коленчатый вал одним из методов, описанных ниже. При этом вращайте коленчатый вал двигателя по часовой стрелке.

Самый предпочтительный метод - это проворачивание коленчатого вала двигателя за болт крепления шкива коленчатого вала.

Для экономии времени можно использовать стартер для подвода поршня к верхней мертвой точке. Точная установка поршня в верхнюю мертвую точку проводится поворотом коленчатого вала за болт крепления шкива коленчатого вала.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Отметьте положение клеммы первого цилиндра на крышке распределителя. Если метка отсутствует, определите ее по высоковольтному проводу, идущему от свечи первого цилиндра.

2. Используя мел или фломастер, нанесите на корпусе распределителя метку, расположенную под контактом первого цилиндра.

3. Снимите крышку распределителя и переместите ее в сторону.
4. Проверните коленчатый вал двигателя, пока метка на шкиве коленчатого вала не совместится с цифрой 0 на пластине установки механизма газораспределения, расположенной на передней стороне двигателя.
5. Проверьте положение ротора распределителя, который должен быть направлен на метку, нанесенную на корпус распределителя.
Если ротор распределителя направлен в противоположную сторону, то поршень первого цилиндра находится в верхней мертвой точке в такте выхлопа.
Для установки поршня первого цилиндра в ВМТ в такте сжатия проверните коленчатый вал на 360˚ по часовой стрелке. При этом ротор распределителя должен совместиться с меткой.

Верхние шкивы не фиксировались, и теперь не ясно, как их выставлять. Метки на шкивах «смотрят» не совсем в одну сторону. Может, проще довернуть все шкивы к положению ВМТ в цилиндре 1? Если речь идёт о 16 клапанах, выставление меток на ВАЗ-2112 мне знакомо: выполнял эту операцию на ГРМ 21124. Ну а у меня мотор с объёмом 1,5. Есть ли отличия?

Выставляй метки ГРМ правильно — иначе погнёшь клапана!

Двигатель ВАЗ-21124 обладает особенностью: как бы его шкивы не крутили, он не . С такие шутки не пройдут! Если положения шкивов сбиты не сильно, попробуйте одеть ремень и довернуть механизм в положение «ВМТ 1 и 4». А впредь всегда пользуйтесь инструкцией:

По идее, на ВАЗ-2112 выставление меток проводится одинаково, о каком бы моторе речь не шла. Здесь приведены фото для двигателя 21120.

Как всё выглядит в реальности и в инструкции

Не поленитесь найти смотровое окно на картере КПП. Под заглушкой находится ещё одна метка.

Последнее действие является факультативным. А выполняют его затем, чтобы не переделывать всю работу «с нуля».

Дополнительные сведения:

  • Число зубьев ремня между метками «верхних шкивов» – ровно 16;
  • Метка на шкиве коленвала иногда откалывается – используйте контроль по методу «1» (фото 1) или «3» (нижнее фото).

Уточнения для ВАЗ-21124

На моторе с объёмом 1,6 все действия выполняются так же, как указано выше. Есть одно исключение – шкив привода генератора выставляют по метке на кожухе (см. фото).

Шкив привода генератора, мотор 21124

Впрочем, если этой метки нет, пользуйтесь проверенным способом: от корпуса ДПКВ отсчитывают 20 зубцов. Вместо 21-го должен быть «пропуск».

Шкивы ГРМ можно вращать, как угодно – поршни в любом случае не заденут за клапаны. Сравните то, как выглядят поршни двух разных моторов – станет ясно, о чём идёт речь.

Два разных 16-клапанника

Для тех, кто ничего не понял

Число зубцов на шкиве коленвала – 21 , на шкивах распредвалов – 42 . Когда коленвал прокручивается на 360 градусов, распредвалы поворачиваются на 180. Вообще же полный цикл работы двигателя состоит из двух оборотов коленвала (720 градусов).

По идее, можно применять альтернативный метод настройки. Пусть метки шкивов распредвалов смотрят строго вниз. Тогда метка на шкиве коленвала должна быть обращена вверх (ВМТ 1 и 4).

Если фиксирующего приспособления нет, его можно изготовить самим. Подойдёт даже съёмник для (см. фото).

Взяли и зафиксировали

Желаем успехов.

Проверка меток ГРМ на одном видео