Как снять головку не вытаскивая двигатель 1. Пошаговая инструкция, как снять и заменить гбц

Снятие и установка головки блока цилиндров производится на холодном двигателе. Выхлопной коллектор не снимается. Головку блока цилиндров можно снять и установить, не снимая двигателя.

Особенности снятия и установки головки блока цилиндров дизельного двигателя приведены в подразделе 2.6.1.2.

Дефектность прокладки головки блока цилиндров можно определить по следующим признакам:

Потеря мощности;
- утечка охлаждающей жидкости. Белые клубы выхлопного газа при теплом двигателе;
- утечка масла;
- охлаждающая жидкость в моторном масле. Уровень масла не уменьшается, а увеличивается. Серый цвет моторного масла, пузырьки пены на указателе уровня масла, масло жидкое;
- моторное масло в охлаждающей жидкости;
- охлаждающая жидкость сильно бурлит;
- нет компрессии в двух соседних цилиндрах.

Снятие

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Отсоединить провод "массы" (-) от аккумуляторной батареи.
2. Отсоединить провода от головки блока цилиндров:
- штекер потенциометра СО;

- многоконтактное соединение;

- штекер клапана запуска холодного двигателя;

- штекер датчика давления на корпусе усилителя руля, если имеется;
- штекер датчика давления масла на левой торцевой стороне головки цилиндров;
- провод массы от крышки головки цилиндров и впускного коллектора.
3. Вынуть жгут двигателя через впускной коллектор, предварительно пометив фломастером положение кабельных зажимов. Открыть кабельные зажимы или срезать.
4. Снять все провода со свечей зажигания.
5. Снять тросик управления дроссельной заслонкой с дроссельной заслонки и упора.
6. Снять воздушный шланг в местах соединения между воздушным фильтром и корпусом дроссельной заслонки, отвинтить и вынуть клапан стабилизации холостого хода вместе с кронштейном, снять шланг вентиляции картера двигателя, снять шланг стабилизации холостого хода с корпуса воздушного фильтра и вынуть воздушный шланг вместе с клапанами стабилизации холостого хода.
7. Снять вакуумные шланги:
- на дроссельной заслонке подогрева приемного воздуха, магнитного клапана бачка с активированным углем, блока управления Digifant;
8. Снять трубопровод подачи топлива (черный), запуска холодного двигателя и распределителя топлива, предварительно ослабив хомуты. Перед снятием подложить ветошь для сбора вытекающего топлива. Немедленно заткнуть трубопроводы подходящими пробками. Для этого вставить в шланги, к примеру, чистые винты подходящего диаметра.
9. Снять с распределителя топлива трубопровод возврата топлива (голубой), предварительно ослабив хомут.
10. Отвинтить опору генератора на головке блока цилиндров.
11. Слить охлаждающую жидкость (см. подраздел 2.16.3).
12. Отвинтить штуцеры охлаждающей жидкости на головке блока цилиндров и, не снимая шлангов, отложить в сторону.
13. Отвинтить трубу отбора отработанных газов от выхлопного коллектора и головки блока цилиндров.
14. Снять воздушный шланг подогрева приемного воздуха с кожуха выхлопного коллектора.
15. Отвинтить кожуха выхлопного коллектора.
16. Отвинтить впускной коллектор.
17. Установить машину на подпорки.
18. Снять брызговик моторного отсека (см. подраздел 2.4).
19. Отвинтить выхлопную трубу от выхлопного коллектора. Опустить слегка систему отвода отработавших газов и подвесить на проволоке (cм. подраздел 2.19.1).
20. Снять верхний кожух зубчатого ремня.
21. Ослабить зубчатый ремень и снять его вверху с распредвала (см. подраздел 2.5.1.1).
22. Снять зубчатое колесо распредвала (см. подраздел 2.7).
23. Отвинтить натяжной ролик зубчатого ремня.
24. Вывинтить болты крепления заднего кожуха зубчатого ремня.
25. Отвинтить крышку головки блоков цилиндров. Вынуть маслоотбойник.
26. Снять уплотнения крышки головки блоков цилиндров.
27. Вывинтить болты головки блоков цилиндров торцевым многогранным ключом, например (HAZET990Slg-12).
Предупреждение

Болты необходимо ослаблять в порядке, обратном нумерации от 10 к 1 (см. рис. Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров). Перед снятием головка блока цилиндров должна быть достаточно холодной (температура помещения), в противном случае снимаемая головка блока цилиндров может перекоситься.

28. Проверить, все ли трубопроводы и шланги, идущие к головке блока цилиндров сняты.
29. Снять головку блока цилиндров и установить на два деревянных бруса. Перед снятием отжать немного задний кожух зубчатого ремня.
30. Снять прокладку головки блока цилиндров.

Установка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Перед установкой очистить подходящим шабером сопрягаемые поверхности головки блока цилиндров и блока цилиндров от остатков прокладки. Обращать внимание на то, чтобы грязь не попала в отверстия блока цилиндров. Отверстия закрыть ветошью.
2. Проверить отсутствие масла в отверстиях для винтов крепления головки блока цилиндров, при необходимости удалить. Для этого ввести в отверстия чистую ветошь и собрать масло.
Предупреждение

Если масло останется в отверстиях, то при затяжке болтов блок цилиндров может быть поврежден.

3. Проверить стальной линейкой головку блока цилиндров на неплоскостность. Неплоскостность проверяется стальной линейкой и лепестковым щупом по всей поверхности головки блока цилиндров. Неровности не должны превышать 0,1 мм.
Предупреждение

Если уплотнительные поверхности головки блока цилиндров будут дорабатываться, то минимально допустимый размер по высоте не должен быть занижен (см. подраздел 2.10.3).

4. Головки блока цилиндров с разрывами между седлами клапанов и кольцами седел клапанов, а также первых заходов резьбы под резьбовую нарезку свечи зажигания, могут эксплуатироваться дальше без сокращения срока службы и переборки, если разрывы не превышают максимально допустимой величины а = max 0,5 мм.
5. Прокладку головки блока цилиндров заменять всегда.
6. Подпись "oben" должна указывать на головку блока цилиндров. Прокладку головки блока цилиндров установить без герметика так, чтобы ни одно отверстие не было закрыто.
7. Провернуть коленвал за ременный шкив так, чтобы все поршни стояли примерно на одинаковой высоте.
8. Установить головку блока цилиндров, обращая внимание при этом на направляющие штифты блока цилиндров. При необходимости установить в оба внешних отверстия с впускной стороны новые направляющие штифты. Обращать внимание на то, чтобы распредвал находился в положении ВМТ для 1 цилиндра (см. подраздел 2.5.2.1).
9. Установить все 10 болтов головки блока цилиндров с подкладочными шайбами и затянуть от руки. Болты головки блока цилиндров заменять всегда.
Предупреждение

Затяжку болтов головки блока цилиндров производить с большой предусмотрительностью. Перед затяжкой болтов необходимо проверить точность динамометрического ключа. Болты головки блока цилиндров затягивают на холодном двигателе.

10. Болты головки блока цилиндров затягиваются динамометрическим ключом в последовательности от 1 к 10 в два приема: вначале с усилием 40 Н-м, а затем - 60 Н-м. После этого производится дополнительная затяжка жестким ключом: 1/2 оборота (180°). Допускается дополнительная затяжка 90°х2 (за два раза по 90° каждый).
11. При затяжке болтов головки блока цилиндров можно оценивать угол поворота. Установить рукоятку ключа вдоль двигателя и одним движением повернуть ключ до положения рукоятки поперек двигателя (1/4 оборота, 90°). Повернуть ключ дальше - до положения рукоятки снова вдоль двигателя.
Предупреждение

Подтягивание болтов головки блока цилиндров на теплом двигателе в рамках обслуживания или после ремонта не допускается.

При замене головки блока цилиндров с установленным распредвалом, необходимо после установки головки блока цилиндров смазать маслом поверхности контакта между тарельчатыми толкателями и поверхностью кулачков.

12. Установить коленвал в положение ВМТ для 1 цилиндра.
13. Привинтить задний кожух зубчатого ремня.
14. Привинтить зубчатое колесо распредвала и натяжной ролик зубчатого ремня.
15. Установить зубчатый ремень.
16. Установить крышку головки блока цилиндров с маслоотбойником и новыми уплотнителями и затянуть моментом 10 Н-м.
17. Установить верхний кожух зубчатого ремня.
18. Привинтить опору генератора к головке блока цилиндров.
19. Натянуть клиновой ремень (см. подраздел 2.12.1).
20. Установить выхлопную трубу на выхлопной коллектор (см. подраздел 2.19.1).
21. Установить брызговик моторного отсека.
22. Снять машину с подпорок.
23. Привинтить трубу отбора отработанных газов к выхлопному коллектору и головке блока цилиндров.
24. Привинтить кожух выхлопного коллектора.
25. Надеть воздушный шланг подогрева приемного воздуха на кожух.
26. Установить воздушный шланг между воздушным фильтром и корпусом дроссельной заслонки вместе с клапаном стабилизации холостого хода.
27. Навесить тросик управления дроссельной заслонкой на дроссельную заслонку и на упор.
28. Протянуть жгут проводов двигателя через впускной коллектор.
29. Подсоединить электропроводку:
- штекер потенциометра СО;
- штекер потенциометра дроссельной заслонки;
- многоконтактное соединение впрыскивающих клапанов;
- штекер клапана стабилизации холостого хода;
- штекер клапана холодного старта;
- штекерное соединение лямбда-зонда под машиной, на кронштейне навесных агрегатов справа;
- штекер датчика давления на рулевом механизме усилителя руля, если имеется;
- штекер датчика давления масла на левой торцевой стороне головки блока цилиндров;
- провод "массы" от крышки головки блока цилиндров к впускному коллектору.
Предупреждение

Электропровода закрепить на прежних местах и новыми кабельными зажимами.

30. Надеть свечные провода.
31. Надеть вакуумные шланги:
- на дроссельной заслонке подогрева приемного воздуха, магнитного клапана бачка с активированным углем, прибора управления Digifant;
- на обратном клапане усилителя тормозов.
32. Надеть трубопровод подачи топлива (черный) на клапан запуска холодного двигателя и распределения топлива, закрепить хомутами.
33. Надеть трубопровод возврата топлива (голубой) на распределитель топлива и закрепить хомутом.
34. Привинтить штуцер охлаждающей жидкости со шлангами к головке блока цилиндров.
35. Залить охлаждающую жидкость. Охлаждающую жидкость заменять всегда.
36. Подсоединить провод "массы" (-) к аккумуляторной батарее. Ввести противоугонный код, запрограммировать радиостанции и установить время на часах.
Предупреждение

Аккумуляторную батарею подсоединять только при выключенном зажигании, в противном случае блок управления системой впрыска топлива выйдет из строя.

37. Проверить уровень масла в двигателе. Если прокладка головки блока цилиндров была дефектна, произвести замену моторного масла и фильтра.
38. Прогреть двигатель до рабочей температуры. Снова проверить уровень охлаждающей жидкости и герметичность соединений.
39. Проверить момент зажигания (см. подраздел 2.14.6).
40. Проверить холостой ход и содержание СО (см. подраздел 2.18.1).
41. Проверить давление компрессии (см. подраздел 2.11).

Часто автолюбители интересуются, как снять головку блока цилиндров. Эта работа может потребоваться при замене прокладки или необходимости ремонта самой головки блока цилиндров (ГБЦ). На практике, это одна из самых простых работ по ремонту двигателя. Но, как и за любой ремонт мотора, стоимость такого действия в сервисе кусается. Поэтому, намного проще сделать все это самостоятельно.

Основное требование здесь, это проведение работ в строгом соответствии с инструкцией. У каждого двигателя имеются свои особенности. Обычно они касаются демонтажа системы газораспределения. В остальном, на всех автомобилях ГБЦ крепится примерно одинаково. Исходя из этого, человек, хоть раз, сталкивавшийся со снятием этой части мотора, сможет сделать это на любом двигателе.

Демонтаж

Как снять головку блока цилиндров? На самом деле, процедура практически на любых двигателях идентична. Основные отличия в крепежных элементах (болты, винты), а также в крепеже распредвалов и соответственно клапанов. Помимо этих нюансов присутствует много работ, которые на всех силовых агрегатах идентичны. Перед началом снятия ГБЦ обязательно закрепите автомобиль с помощью ручного тормоза. Хорошо будет поставить колесные упоры. Приготовьте инструменты. Помимо стандартного набора ключей вам понадобится:

  • Съемник для клапанов;
  • Рассухариватель;
  • Набор щупов для регулировки клапанов;
  • Ключ для поворота коленвала.

Итак, приступаем к работе:

  • Для начала снимите аккумуляторную батарею, воздушный фильтр. На некоторых моделях для удобства рекомендуется снять капот;
  • . Если, этого не сделать, то она будет выливаться при снятии ГБЦ. Таким образом, она сможет попасть в кратер, что приведет к необходимости менять масло;
  • Отсоединяются все шланги системы охлаждения от патрубков;
  • Снимается карбюратор (инжектор). Не забудьте, что к этим агрегатам подводится большое количество трубок, которые нужно аккуратно снять. Также отключают провода с колодки микропереключателя. На инжекторах отключают все датчики. Аккуратно демонтируют трос привода акселератора. На карбюраторных моделях снимают привод воздушной заслонки;
  • При наличии клапана ЭПХХ, следует отключить от него шланги;
  • Переходим к зажиганию . Снимаем со свечей высоковольтные провода. . Больше с зажиганием ничего делать не надо. Остальные элементы обычно не мешают проведению дальнейших работ;
  • Шланг сапуна снимают, на некоторых моделях он может не мешать;
  • Демонтируют клапанную крышку. Она обычно крепится на 10-14 шпильках, с помощью гаек. Будьте аккуратны при откручивании, шпильки легко ломаются. Иногда крышка прикипает к ГБЦ, в таком случае нужно ее аккуратно отстучать молотком;
  • Двигатель выставляют по меткам . Обычно они соответствуют верхней мертвой точке первого цилиндра. Но иногда ГРМ выставляется и по четвертому цилиндру. Следует уточнить в технической документации этот нюанс. Он может понадобиться при сборке. Реальное положение поршней проверяют с помощью длинной отвертки через свечные отверстия (см. статью " ");
  • На ременных двигателях снимают ремень, и откручивают шкив (шкивы) распредвала. На цепных ГРМ откручивают шестерню, после чего цепь крепко привязывают к ней. Делается это, чтобы избежать проскакивания звеньев;
  • Снимают распредвал . Делается это согласно рекомендациям производителя. Наиболее сложны варианты с коромыслами. Их необходимо снимать крайне аккуратно, чтобы не повредить;
  • Снимается сама головка блока цилиндров. В зависимости от модели двигателя, она может крепиться с помощью болтов или на винтах. В любом случае, их порядка 10 штук. После выкручивания, нужно обязательно их измерить. Длина не должна превышать допустимых значений;
  • Остается руками снять ГБЦ. Далее можно приступить к ее ремонту или замене прокладки.

Диагностика

Никаких проблем с установкой новой прокладки возникать не должно. А вот ремонт иногда бывает сложен, для неопытных механиков. Рассмотрим основные варианты диагностических работ:

  • Самой основной проверкой является определение плоскости прилегающей к блоку. Она часто искривляется под воздействием высоких температур, иначе говоря, от перегрева. Для этого к плоскости прикладывают железную линейку ребром, после чего с помощью щупа проверяют зазор. Если, он превышает 0,1 мм., то данную деталь лучше больше не использовать;
  • Производят визуальный осмотр. Это позволяет выявить механические повреждения, например, трещины;
  • Проверяют состояние клапанов. В первую очередь смотрят состояние их седел. Если, имеются царапины, то лучше всего клапана притереть. При сильных повреждениях их меняют. Заодно смотрят на состояние пружин клапанов. Для демонтажа клапанов придется приобрести специальный съемник. При подозрениях на их повышенный износ, устанавливают новые.

Установка

Перед установкой прочищают все каналы. Сборка производится в обратном порядке. Не забудьте смазать детали машинным маслом. Особенно это важно для болтов, это обязательное условие, иначе могут возникнуть . Следует обращать внимание на момент силы при затяжке болтов, а также на очередность этого процесса. Практически на всех моделях рекомендуется сначала затягивать средние болты, после чего переходят к крайним.

Далее устанавливается распредвал. В некоторых моделях необходимо устанавливать его на специальные шайбы. При наличии коромысел нужно их аккуратно расположить. , придется провести их регулировку. Перед проверкой уточните показатели зазоров для клапанов. Они индивидуальны для всех моделей.

При установке прокладки ГБЦ, желательно использовать герметик. Не стоит накладывать его слишком густо, так можно забить масляные и водяные каналы. Это приведет к масляному голоданию, а также возможен перегрев. Чтобы избежать этого, можно использовать прокладки с нанесенным герметиком. Под клапанную крышку нужно укладывать новую прокладку, это помогает избежать утечек масла. На ременном приводе нужно выставить шкивы по меткам.

Заключение . Проблемы с прокладкой ГБЦ или другими ее элементами не являются редкими. Особенно это характерно для старых автомобилей. Но, автолюбитель знающий, как снять головку блока цилиндров легко справится с ремонтом этой части двигателя. Никаких сложностей возникать при этом не должно. Все работы можно выполнить в любом гараже, для этого не требуется никаких сложных инструментов и приспособлений.

Приобретите руководство по ремонту вашего автомобиля и модели. В ней описаны пошаговые процедуры с изображениями, которые объясняют, как заменить прокладку головки. Руководство также опишет все необходимые инструменты, которые вам могут понадобиться.

Слейте все масло и охлаждающую жидкость из двигателя. Снимите те детали, которые расположены в верхней части прокладки головки. Прочтите сервисное руководство вашего автомобиля, но в большинстве случаев эта процедура включает в себя удаление выпускного коллектора, впускного коллектора, крышку клапана и приводные ремни. На многих двигателях, вы должны будете удалить зубчатого ремня или цепи газораспределительного механизма. Постарайтесь изучить процедуры выравнивания ремня ГРМ или цепи и убедитесь, что вы четко видите метки выравнивания, перед тем как демонтировать компоненты синхронизации.

  • Узнайте, как удалить каждую деталь. Либо сфотографируйте и запишите, чтобы было легче вспомнить, как только вы закончите.
  • Прокладка - тонкий кусок уплотнительного материала, который можно увидеть, как только вы снимите головку.
  • Проверьте блок, чтобы убедиться, что не произошло деформации и отправьте головку или головки в автомобильный механически цех, чтобы их испытали под давлением. Если испытание под давлением не покажет трещин, пусть механический цех восстановит головки. Никогда не пытайтесь переустановить головки блока цилиндров, которая не была профессионально восстановлена.

    • Проверьте в сервис-руководстве спецификации головки, чтобы узнать, нужно ли заменять болты, когда прокладка головки будет заменена.
    • Очистите поверхность головки и блока. Не поцарапайте и не повредите любые металлические части, так как это может помешать установить прокладку головки плотно.

      Очистите отверстия под болты, которыми закрепляют головку в блоке.

      Установите прокладку головки на блок. Используйте герметик, указанный изготовителем, и только нужное количество в определенных местах. Отклонение от рекомендаций производителя может привести к повреждению внутренних деталей двигателя.

      Установите блок с прокладкой головки на место.

      Используйте тарированный гаечный ключ, чтобы затянуть головку на блок. Проверьте сервисное руководство, чтобы определить головку болта, а также количество оборотов, которые должно быть применено для каждого шага. Некоторые болты головки требуют трех шагов плюс поворот на определенное количество градусов в конце.

      Замените другие компоненты двигателя, которые вы извлекли.

      Установите ремень привода газораспределительного механизма или цепь обратно в надлежащее положение, аккуратно вращая распределительный вал и коленчатый вал. Убедитесь в том, что двигателю ничего не мешает. Если же что-то есть, существует очень специфический метод, который состоит в повороте и настройке распредвала на коленчатый вал так, чтобы не повредить и не сгибать клапаны! Если возможно, установите распределитель так, чтобы он правильно подходил к каждому цилиндру. При необходимости, отрегулируйте клапанный зазор, следуя руководству.

      Залейте в двигатель новое масло, замените масляный фильтр и заполните систему охлаждения новым заводским средством. Когда вы запустите двигатель, убедитесь, что двигатель работает на холостом ходу на полную мощность. Это необходимо, чтобы система охлаждения могла выгнать все воздушные пузыри. Некоторые двигатели требуют специальной процедуры выгонки воздуха в системе охлаждения, рекомендуем почитать об этом отдельно.

Наверное, каждый из автомобилистов желает знать, как производится замена блоков цилиндров, и даже мечтает научиться . Оказывается, мечты могут без проблем реализоваться, тем более что никаких особых сложностей этот процесс собой не представляет. В этой статье мы попытаемся показать методом различных приёмов, как провести такую замену в домашних условиях.

Замена головки блока цилиндров - процесс ответственный. Проводится она с целью замены прокладки или же для того, чтобы установить и втулки.

Вооружаемся нужными инструментами

Но стоит сразу же предупредить, что без знания начальных слесарных навыков и наличия нужных инструментов к автомобилю лучше не подходить. Вооружиться необходимо следующим комплектом инструментов:

  • оправкой для запрессовки втулок;
  • оправкой для запрессовки маслоотражательных колпачков;
  • микрометром для промера направляющих втулок и клапанов;
  • развёрткой 8,03 мм для разворачивания новых втулок;
  • оправкой для опрессовки втулок.

Кроме того, ещё понадобится наличие электрической плитки, наделённой закрытым нагревательным элементом. Здесь можно будет нагревать головки перед запрессовкой втулок.

И ещё нельзя забывать о простом приспособлении для фиксации клапанов при расхаживании пружин. Это может быть, к примеру, кусок доски с бобылками или что-нибудь другое.

Самая важная деталь ГБЦ

Замену блока цилиндров как таковую обычно не проводят. Всё начинается с замены тоненькой металлической или асбестометаллической прокладки. Когда моторной смазки или ОЖ, долго думать не приходится. Причина как раз скрывается в этой самой прокладке, которую и нужно бывает заменить. Но сначала до неё нужно будет добраться.

Вообще, при каждой замене блока цилиндров прокладку нужно будет менять. Поэтому будет как нельзя кстати начать статью с этого.

Рассмотрим для начала то, для чего вообще нужна прокладка ГБЦ. Как правило, она предназначена для консолидации места соединения крышки с ГБЦ. Следует понимать, что обычная прокладка крышки и прокладка ГБЦ - разные вещи.

Прокладкой ГБЦ называют такую составляющую, которая отвечает за три системы двигателя: охлаждение, система смазки и газораспределение. Поэтому и требования к этой прокладке соответствующие.

На видео - замена прокладки ГБЦ:

Стоит помнить, что попытка экономии при замене прокладки ГБЦ равносильна краху. Делать этого нельзя ни в коем случае и, если заметны симптомы, указывающие на её износ, прокладку нужно сразу же заменить. Не забывайте, что прокладка - это одноразовая деталь.

Берём новую прокладку и устанавливаем её, не забывая выровнять её по двум направляющим.

Собираем ГБЦ в обратной последовательности.

Ремонт ГБЦ

Головка блока цилиндров является наиважнейшей частью автомобильного двигателя, без которой нормальное функционирование агрегата представить себе невозможно. В этом узле сосредоточена масса жизненно важных деталей и механизмов, обеспечивающих - сердца автомобиля.

Как и было сказано выше, снятие ГБЦ в основном бывает необходимо в случаях, когда изнашивается прокладка. Как это сделать, было представлено выше. Но бывает и так, что этот узел подвергается снятию, когда перегревается двигатель. Конечно же, по вине самого водителя, который остановил автомобиль слишком поздно, не заметив угрожающего сигнала датчика.

На видео - снятие и разборка головки блока цилиндров:

Как известно, перегрев двигателя не всегда носит ярко выраженный характер, когда, например, валит дым из-под капота. Поэтому водитель должен быть крайне внимательным и не допускать перегрева, а то не избежать ему трещин в стальных вкладышах между сёдлами клапанов автомобиля или других неприятностей.

Как бы то ни было, переходим к снятию ГБЦ. Подробно то, как это сделать, было описано выше. Напомним кратко, как это сделать:

  • снимаем аккумуляторную батарею;
  • демонтируем все шланги и трубопроводы, отмечая маркером места (делается это для того, чтобы при сборке не возникло никаких проблем);
  • демонтируем все топливные магистрали;
  • снимаем всё навесное оборудование, установленное на головке блока (демонтируется только то оборудование, которое будет мешать снятию ГБЦ).

Что касается болтов крепления ГБЦ, то, как и говорилось выше, их снимать нужно только после полного охлаждения двигателя и делать это нужно сверхаккуратно. Рекомендуется справляться со схемой, которую можно найти во многих источниках.

После снятия головки проводятся запланированные ремонтные работы. Это могут быть та же замена прокладки, доработка ГБЦ или ремонт определённых узлов и механизмов. Нередко в таком виде ГБЦ везут на диагностику, где аппаратура определяет дефекты и проверяет головку блока цилиндров на герметичность.

На видео - замена прокладки под головкой цилиндров на ВАЗ:

Непосредственный ремонт или замена клапанов

Что касается ремонта ГБЦ, то проводят его обычно после 250 тыс. км пробега автомобиля. подразумевает замену втулок клапана.

Головка снята, и нужно обязательно запомнить, как установлен распредвал, чтобы после не ломать голову над тем, как всё собрать на место. Установку распредвала ориентируем по нужному пазу шкива и штифта. Демонтируем распредвал. Желательно работать по схеме и ослаблять гайки поочерёдно. Это делается для того, чтобы не треснула так называемая постель распределительного вала. Посмотрите на схему ниже:

На этой схеме показывается, как правильно и поочерёдно ослаблять и затягивать гайки распределительного вала.

Продолжаем процесс разбора. Снимаем «рокеры» и «стаканчики», а затем раскладываем таким образом, чтобы знать, что и откуда было извлечено.

Рассухариваем клапаны и вынимаем их из головки, опять же не забывая правильно разложить по кучкам. Делаем это даже в том случае, если собираемся заменить все клапаны на новые.

Пришла пора тщательно осмотреть сёдла клапанов. Нужно, чтобы на их рабочей поверхности не было заметно следов выгораний или раковин. Таким образом, если всё в порядке, можно будет ограничиться при замене клапанов только притиркой.

На видео - ремонт ГБЦ:

Притирка должна убрать раковины или мелкие прогары на седле, а если нет, то придётся провести зенковку. Проводя , нужно не перестараться, так как, если снять много металла, клапан сильно поднимется вверх относительно остальных деталей.

После замены клапанов следует обязательно провести их регулировку.

Теперь нужно заменить старые втулки на новые. Стараемся выбирать новые втулки по наружному диаметру, который должен быть на пять или семь сотых миллиметра больше, чем старые.

Запрессовку новых втулок проводим на электрической плитке. На это уходит примерно около двух часов. В идеале новая втулка должна зайти до упора двумя-тремя ударами молотка.

Собираем всё в обратной последовательности.

Как видим из статьи, замена головки блока цилиндров - процесс не столь уж и сложный, хотя начальными познаниями в слесарной области всё же нужно обладать. Надеемся, что представленная выше инструкция и полезные советы помогут вам справиться с этим делом без особых проблем. Удачи вам!

Мотор транспортного средства — это достаточно сложный и технологический агрегат, который состоит из большого количества узлов, выполняющих свои узкие функции, которые в итоге преобразовывают энергию процесса сгорания горючего в энергию механическую, что способна привести в движение транспортное средство. Иными словами, что бы залитое в бак горючее превратилось в движение, нужно задействовать множество узлов и агрегатов, о которых должен знать каждый автолюбитель.

ГБЦ называют головку блока цилиндров, важнейшую из узлов транспортного средства, которая отвечает за контроль над процедурой сгорания горючего в моторе и вывод отработавших газов. Можно выделить основные детали и механизмы ГБЦ:

  1. Корпус головки блока или картер, в котором находятся каналы системы охлаждения, все механизмы, камера сгорания и маслопровод.
  2. Отверстия с посадочной плоскостью или резьбой для установки форсунок или свечей зажигания.
  3. Камера сгорания, где воспламеняется рабочая смесь.
  4. Прокладка головки блока.
  5. Привод газораспределительного механизма.
  6. Газораспределительный механизм.
  7. Резьбовые крепления и посадочные плоскости для выпускного и впускного коллектора.

Замена блока цилиндров — довольно ответственный и трудоемкий процесс, ее проводят для замены прокладки или для установки новых клапанов и втулок. Однако вовсе не обязательно обращаться для этого в автомастерскую, вы можете заменить головку блока цилиндров самостоятельно, имея минимальные слесарные навыки и такие инструменты:

  1. Оправка для запрессовки втулок.
  2. Оправка для запрессовки маслоотражательных колпачков.
  3. Микрометр для промера клапанов и направляющих втулок.
  4. Оправка для опрессовки втулок.
  5. Развертка на 8.03 миллиметра, что бы разворачивать новые втулки.

Помимо этого, желательно иметь электрическую плитку, которая наделена закрытым нагревательным элементом. Перед запрессовкой втулок здесь можно нагревать головки.

Также не забудьте о приспособлении, что бы фиксировать клапаны при расхаживании пружин. Для этого подойдет небольшая доска с бобылками или что-то подобное.

ГБЦ, работа по демонтажу ГБЦ, пошаговая инструкция

Как правило, замену блока цилиндров не проводят. Процесс начинается с замены асбестометаллической или тоненькой металлической прокладки.

При обнаружении течи охлаждающей жидкости или моторной смазки, не приходится долго думать. Кроется причина как раз в этой прокладке, которую и нужно заменить. Однако сначала до нее необходимо добраться.

  1. От аккумуляторной батареи отсоединяем массу.
  2. Правильно устанавливаем поршень первого цилиндра — в положение первого такта.
  3. Сливаем охлаждающую жидкость.
  4. Если транспортное средство еще горячее, в системе питания необходимо снизить давление.
  5. Отсоединяем от коллектора приемную трубу глушителя.
  6. Снимаем крышку головки блока цилиндров.
  7. Затем находим и отсоединяем провода от регулятора полного расхода воздуха.
  8. Далее ослабляем к дроссельному узлу хомут держателя воздухопроводящего штуцера.
  9. Снимаем элемент с корпусом фильтра воздуха.
  10. Не забудьте также снять воздухозаборный шланг.
  11. Находим и отворачиваем винт, который закрепляет держатель выступа трубы водяного насоса.
  12. Отводим в сторону кронштейн и ослабляем хомуты.
  13. От дроссельного узла отсоединяем от дроссельного узла отводящий и подводящий шланги системы охлаждения.
  14. Теперь ослабляем хомут, который фиксирует к штуцеру шланг тормозов.
  15. Разделяем все провода от положения клапанной заслонки, холостого хода и регуляторов уровня масла.
  16. Находим и отсоединяем от свечей зажигания концы высоковольтных проводов.
  17. Из-под ресивера вытягиваем жгут проводов.
  18. Снимаем ремень привода распредвала, предварительно сняв его крышку. Очень важно в данном случае не поворачивать оба вала до монтирования ремня привода.
  19. Разъединяем пластиковый держатель, соединяющий составляющую маслоизмерительного щупа и топливную раму.
  20. Выворачиваем и извлекаем болты крепления ГБЦ. Не забудьте, что болты крепления головки блока цилиндров выворачиваются лишь на двигателе, который не работал несколько часов и полностью остыл.
  21. Снимаем головку. Данный элемент довольно тяжелый и снимать его желательно с помощником.
  22. Теперь очищаем привалочные поверхности ГБЦ, они должны быть чистыми и сухими.
  23. Из резьбовых соединений удаляем масло, так как в противном случае при обратной сборке могут появиться трещины в ГБЦ, что негативно скажется на работе транспортного средства.

Прокладка ГБЦ, виды прокладок, какую выбрать

Прокладка ГБЦ необходима для укрепления места соединения крышки и головки блока цилиндров. Прокладку ГБЦ следует менять при каждой замене головки блока цилиндров. Важно понимать, что прокладка ГБЦ и обычная прокладка крышки какого-либо элемента — разные вещи.

Она отвечает за такие системы мотора — газораспределение, система смазки и охлаждение, поэтому и требования к ней соответствующие. Ни в коем случае нельзя экономить при замене данной прокладки. Если симптомы ее износа заметны, прокладку следует немедленно заменить.

Существует несколько видов прокладок:

  1. Безасбестовые — высокая воспроизводимость и низкий коллапс.
  2. Асбестовые — эластичны, пластичны и термоустойчивы.
  3. Металлические — наиболее качественные, однако, вместе с этим, и наиболее дорогие.

Итак, производить замену прокладки ГБЦ необходимо в следующих случаях:

  1. При признаках течи масла.
  2. Если вы заметили инородную смесь мутного белого цвета при проверке щупом масла — попадание охлаждающей жидкости в результате изношенной прокладки.
  3. Если вы заметили белый дым, который выходит из выхлопной трубы.

Установка прокладки ГБЦ

Установка прокладки ГБЦ — процесс очень простой. Вам просто необходимо установить новую прокладку головки на блок по установочным втулкам, но не забудьте выровнять ее по направляющим. ГБЦ собираем в обратном порядке.

ГБЦ, установка ГБЦ

Естественно, установка ГБЦ проводится в обратной последовательности к снятию. Особое внимание следует обратить на болты крепления. Затяжку этих болтов необходимо проводить лишь динамометрическим ключем.

При наличии небольшого опыта и знаний данные работы можно провести своими силами. Однако необходимо понимать сам процесс и обладать знаниями о конструкции ГБЦ.

Все агрегаты и узлы транспортного средства нуждаются в постоянном обслуживании, диагностике и ремонте. Головки блока цилиндров не являются исключением. Элементы, которые нагружены наиболее сильно требуют повышенного внимания к себе. Это элементы газораспределительного механизма — сальники распределительного вала, сальники клапанов, прокладка головки блока цилиндров и другие. На правильную работу ГБЦ и преждевременный износ деталей оказывает свое влияние масса факторов, главные из которых касаются диагностики и обслуживания.

Затягивать гайки не соблюдая моменты усилия, контролируемые динамометрическим ключем, нарушать порядок гаек крепления головки или затяжки болтов нельзя, так как это может привести к искривлению корпуса головки, что способно вывести мотор из строя.