Извлечение пострадавшего из транспорта. Способы извлечения пострадавших из под завала Порядок извлечения пострадавшего из автомобиля дтп

При ДТП важным моментом оказания помощи пострадавшему является правильное извлечение его из автомобиля. Особенно сложно сделать это при деформации кузова и заклинивании двери, опрокидывании автомобиля. В этих случаях необходимо, используя монтировочную лопатку или другие подручные средства, открыть одну из дверец, желательно со стороны пострадавшего. Получив доступ в салон (кабину) транспортного средства, немедленно выключите зажигание.
Если состояние пострадавшего не вызывает опасений и в данный момент ему ничто не угрожает, можно не извлекать его из автомобиля, так как допущенные при этом ошибки могут усугубить полученные человеком повреждения.
Если пострадавший без сознания, убедитесь в проходимости дыхательных путей и обеспечивайте ее до извлечения из автомобиля .
Если человек находится в тяжелом состоянии (остановка дыхания и кровообращения, сдавливание тела, кровотечение и т. д.) или может получить новые повреждения, необходимо немедленно извлечь его из автомобиля.
Учитывая возможную травму грудной клетки, извлекайте пострадавшего запредплечье и подмышечные области, где ребра повреждаются сравнительно редко . Грубые, сопряженные с применением значительных физических усилий приемы могут нанести пострадавшему дополнительную травму и непоправимый вред.
Если существует опасность нарушения дыхания или усугубления травмы шейного отдела позвоночного столба, положение головы, шеи и грудной клетки необходимо сохранять неизменным относительно друг друга. В этом случае следует использовать прием, при котором оказывающий помощь одной рукой фиксирует подбородок пострадавшего, а другой - удерживает его за кисть .
При повреждении позвоночного столба извлекать пострадавшего из автомобиля должны несколько человек, аккуратно вытягивая за голову .
Помните! Ваши действия при извлечении пострадавшего из транспортного средства должны быть правильными и щадящ

Наблюдайте и оказывайте помощь пострадавшим до прибытия скорой помощи, используя для этого аптечки из других автомобилей.

В исключительных случаях находясь в малонаселенных и труднодоступных районах, при отсутствии связи, транспортируйте пострадавшего самостоятельно, обеспечив при этом максимально возможную иммобилизацию и придав ему правильное транспортное положение.

Своевременность, объем, и качество оказания первой помощи пострадавшим во многом зависит от умения организовать четкое взаимодействие с очевидцами и свидетелями ДТП.

Как найти помощников?

Незаменимыми помощниками на месте ДТП могут оказаться:

медицинские работники, спасатели, педагоги оказавшиеся очевидцами происшествия;

люди, проявляющие активность и желающие помочь;

люди с хорошими физическими данными, спокойным и уверенным поведением и др.

Задачи для помощников:

Организация безопасности на месте ДТП (выставить дополнительные знаки аварийной остановки из табельных или подручных средств, освободить место для прибытия аварийно-спасательных бригад);

Оказание первой помощи (извлечение пострадавших из транспортных средств, поиск пострадавших поблизости от места ДТП, уход, визуальный и словесный контроль за пострадавшими и детьми);

Встреча специализированных бригад прибывающих на место ДТП.

Как нужно общаться с пострадавшим и окружающими?

1)желательно подойти к пострадавшему спереди;

2)ваше поведение должно быть уверенным и спокойным;

3)представьтесь пострадавшему;

4)общайтесь с пострадавшим по имени и на «Вы»;

5)объясните ваши действия и цель помощи;

6)превратите ваше сочувствие в фактическую помощь;

7)манипуляции должны быть бережными и осторожными;

8)используйте только те приемы, которые вы лучше знаете;

9)старайтесь делать все как можно лучше и быстрее;

10)постоянно беседуйте с пострадавшим;

11)будьте готовы к любым ситуациям.

12)не отвечайте на возможную агрессию и оскорбления, это относится не к вам, это способ пострадавшего избавиться от собственного страха;

13)предотвращайте споры между вашими помощниками, дав им конкретные задания.

Алгоритм действий водителя оказавшегося свидетелем ДТП.

Водитель, оказавшийся свидетелем ДТП, до прибытия скорой помощи и аварийно-спасательных формирований так же должен принять меры направленные на спасение пострадавших. При этом его действия должны быть четкими и последовательными.

Остановить свое транспортное средство на безопасном расстоянии от места происшествия, не загораживая при этом пути подъезда аварийно-спасательных формирований.

Включить сигнал аварийной остановки, выставить знак «Аварийная остановка»;

При наличии, свободного от оказания первой медицинской помощи человека, направить его с сигнальными средствами (мигающий фонарь, кусок белой материи) вдоль дороги по направлению движения для заблаговременного предупреждения других водителей об опасности и необходимости снижения скорости движения.

Безопасно подойти к месту, оценить обстановку.

Если Вас попросили вызвать помощь, вы должны четко обозначить причину вызова:

Указать, точный адрес (координаты) места происшествия (направление трассы, какой километр и т.д.);

Указать точное время ДТП (часы, минуты);

Информировать об особенностях подъезда к месту ДТП;

Четко охарактеризовать происшествие (количество автомобилей участвующих в ДТП, характер столкновения);

Информировать о наличии дополнительной опасности (разливе топлива, угрозе возгорания, опасного груза и т.д.);

Указать точное количество пострадавших, есть ли среди них дети;

Имеются ли зажатые, блокированные в автомобиле люди, извлечение которых потребует специальных аварийно-спасательных мер.

При ДТП важным моментом оказания помощи пострадавшему является правильное извлечение его из автомобиля. Особенно сложно сделать это при деформации кузова и заклинивании двери, опрокидывании автомобиля. В этих случаях необходимо, используя монтировочную лопатку или другие подручные средства, открыть одну из дверец, желательно со стороны пострадавшего. Получив доступ в салон (кабину) транспортного средства, немедленно выключите зажигание.

Если состояние пострадавшего не вызывает опасений и в данный момент ему ничто не угрожает, можно не извлекать его из автомобиля, так как допущенные при этом ошибки могут усугубить полученные человеком повреждения.

Если пострадавший без сознания, убедитесь в проходимости дыхательных путей и обеспечивайте ее до извлечения из автомобиля .

Если человек находится в тяжелом состоянии (остановка дыхания и кровообращения, сдавливание тела, кровотечение и т. д.) или может получить новые повреждения, необходимо немедленно извлечь его из автомобиля.

Учитывая возможную травму грудной клетки, извлекайте пострадавшего за и подмышечные области, где ребра повреждаются сравнительно редко . Грубые, сопряженные с применением значительных физических усилий приемы могут нанести пострадавшему дополнительную травму и непоправимый вред.

Если существует опасность нарушения дыхания или усугубления травмы шейного отдела позвоночного столба, положение головы, шеи и грудной клетки необходимо сохранять неизменным относительно друг друга. В этом случае следует использовать прием, при котором оказывающий помощь одной рукой фиксирует подбородок пострадавшего, а другой - удерживает его за кисть .

При повреждении позвоночного столба извлекать пострадавшего из автомобиля должны несколько человек, аккуратно вытягивая за голову .


Помните! Ваши действия при извлечении пострадавшего из транспортного средства должны быть правильными и щадящими.

Ответ: Завалом называется хаотическое нагромождение строительных материалов и конструкций, технологического оборудования, санитарно-технических устройств, мебели, домашней утвари, камней. Причиной образования завалов могут стать природные стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, бури, обвалы, оползни, селевые потоки), воздействия природных факторов, приводящих к старению и коррозии материалов (атмосферная влага, грунтовые воды, просадочные грунты, резкие изменения температуры воздуха), ошибки на стадии проектирования и строительства, нарушения правил эксплуатации объекта, военные действия. Степень разрушения строений зависит от силы разрушающего фактора, продолжительности его воздействия, сейсмоустойчивости конструкций, качества строительства, степени износа (старения) строений

Завалы бывают сплошными и отдельными (местными ). Объем завалов при разрушении жилых зданий составляет 35-50%, промышленных - 15-20% строительного объема. Высота завалов жилых зданий составляет 1/5 - 1/7, промышленных - 1/4 - 1/10 их первоначальной высоты. Средний угол откосов завалов - 30° . Объем пустот в завалах составляет 40-60%. Завалы условно делятся на железобетонные и кирпичные. Железобетонные завалы состоят из обломков железобетонных, бетонных, металлических и деревянных конструкций, обломков кирпичной кладки, элементов технологического оборудования. Они характеризуются наличием большого количества крупных элементов, зачастую соединенных между собой, пустот и неустойчивых элементов. Кирпичные завалы состоят из кирпичных глыб, битого кирпича, штукатурки, обломков железобетонных, металлических, деревянных конструкций. Они характеризуются большой плотностью, отсутствием крупных, как правило, элементов и пустот.

Образование завалов сопровождается повреждением электрических, тепловых, газовых, сантехнических и других систем . Это создает угрозу возникновения пожаров, взрывов, затоплений, поражений электрическим током. Особенно опасны завалы промышленных строений, в которых производятся или хранятся опасные вещества. Разрушение строений и образование завалов обычно сопровождается блокированием, травмированием и гибелью людей. Пострадавшие могут находиться в верхней, средней, нижней части завала, в заваленных подвалах и подземных защитных сооружениях, технологическом подполье и в помещениях первых этажей. В отдельных случаях они могут оставаться на разных этажах частично разрушенных помещений, в нишах и пустотах, на крышах.

Поисково-спасательные работы в условиях завалов начинаются с проведения разведки , для чего следует:
- установить зону ЧС и ее характер;
- определить места нахождения и состояние пострадавших;
- оценить состояние объектов в зоне ЧС (строений, коммуникаций, инженерных систем);
- определить наличие очагов пожара, радиоактивного, химического, бактериологического заражения, отравляющих и взрывоопасных веществ;
- определить места прокладки подъездных путей, установки техники, путей эвакуации пострадавших.

После проведения разведки спасатели приступают к разборке завала для оказания помощи пострадавшим. При этом используются два основных способа:
- разборка завала сверху;
- устройство лаза в завале.
Разборка завала сверху осуществляется для оказания помощи пострадавшим, которые находятся в верхней части завала и к ним имеется свободный доступ. Завал разбирается вручную с использованием ломов, лопат, совков. Для подъема и перемещения крупных и тяжелых элементов завала применяются грузоподъемные средства (домкраты, лебедки, краны). При этом необходимо исключить возможность внезапного перемещения элементов завала, которые могут причинить дополнительные страдания пострадавшим. После освобождения пострадавших им оказывается помощь иони транспортируются в безопасное место.

Устройство лаза в завале . Зачастую пострадавшие находятся в глубине завала. Для извлечения ихспасатели проделывают специальный узкий проход (лаз), с учетом кратчайшего расстояния до людей, в наиболее легко преодолеваемых участках завала. Не рекомендуется устраивать лаз в непосредственной близости от больших глыб, поскольку они могут осесть и затруднить работу. Лаз проделывают в горизонтальном, наклонном и вертикальном направлениях. Оптимальная ширина лаза - 0,8-0,9 м, высота - 0,9-1,0 м. Работы по устройству лаза выполняют несколько групп (по 3-4 человека) вручную или с использованием инструмента. В их задачу входит разборка завала, проделывание лаза, подготовка и установка крепежных элементов, удаление извлекаемых обломков деблокирование пострадавших, их транспортировка. Перемещение спасателей при устройстве лаза осуществляется на четвереньках, ползком лежа на спине, на животе, на боку. Если передвижению спасателей препятствуют крупные железобетонные, металлические, деревянные, кирпичные изделия,тоих необходимо обойти, если такой возможности нет, то разрушить, в ряде случаев в них можно проделать отверстие. Особое внимание при устройстве лаза должно уделяться надежномуегокреплению с целью предотвращения обрушения стенок. Для этого используется специальный, заранее заготовленный крепежный материал, -стойки, распорки, доски, брус, щиты, перекладины, подкосы. При устройстве лаза не допускается передвижение спасателей и техники по верхней части завала.

После окончания работ по устройству лаза и креплению прохода спасатели приступают к освобождению людей. В первую очередь определяется состояние пострадавшего и степень его травмирования. Затем освобождаются придавленные или зажатые части тела с одновременным наложением жгутов и сдавливающих повязок, очищаются полости рта и носа, руками удаляются от пострадавшего мелкие обломки, мусор, щебень. В зависимости от физического состояния пострадавшего выбирается способ его извлечения и транспортировки. Освобождать пострадавшего из завала должны, как минимум, два спасателя. Если такая возможность имеется, то его вытаскивают за руки или верхний плечевой пояс. Если это сделать невозможно, то спасатели подводят руки под его плечевой пояс и поясницу и только потом осторожно освобождают пострадавшего. Иногда целесообразно использовать плотную ткань для укладывания пострадавшего или носилки. Если пострадавший находится под большими и тяжелыми элементами завала, то его освобождают с помощью разжимов, домкратов, грузоподъемной техники. В тех случаях, когда пострадавший придавлен к земле, его можно освободить, сделав подкоп.