Можно ли машинам ездить по трамвайным путям. Что бывает за езду по трамвайным путям


Даже у опытных автомобилистов возникают вопросы, связанные с правилами дорожного движения по трамвайным путям. К тому же у большинства сложилось устойчивое мнение, что по путям категорически запрещено передвигаться. Предусмотрен ли за езду по трамвайным путям штраф, в каком размере и в каких случаях? С тонкостями передвижениям по трамвайным путям мы разберемся в данной статье.
В каких случаях разрешено движение по путям?
Согласно действующим ПДД передвигаться по трамвайным путям вы можете, соблюдая несколько условий:

Основываясь на данном перечне условий, можно сразу определить ситуации, когда движение по путям будет запрещено.

  • Запрещен выезд на пути, если они расположены ниже или выше проезжей части, к примеру, на газоне. В этом случае пути считаются разделительной полосой и движение по ним запрещено. Почему? Согласно правилам ДД, разделительная полоса не предназначена для передвижения и остановки транспортного средства.
  • Запрещен выезд на трамвайные дороги, если они расположены справа от дороги. Это правило стоит запомнить, так как в больших городах, где хорошо организовано движение трамваев, подобная ситуация не редкость.
  • Запрещено выезжать на встречные пути общественного транспорта – это будет расценено как нарушение правил, за которое водитель может получить административное наказание в виде лишения водительских прав.

Не рекомендуем в одиночку спорить с представителями власти. В сложных момментах необходима помощь профессионального автоюриста.
ПДД движения не запрещают езду по трамвайным путям. Использовать трамвайные линии вы можете для:

  • разворота;
  • движения прямо;
  • совершения поворота налево.

Главное правило, которое стоит помнить – при выезде на пути вы не должны создавать помех для передвижения трамвая. Также обратите внимание, что дорогу общественного транспорта категорически не стоит использовать для поворота направо – такой маневр будет расценен, как нарушение правил движения. Дополнительно выезд на пути попутного направления может быть запрещен с помощью разметки или дорожных знаков. К примеру, может использоваться сплошная линия вдоль трамвайного ряда или комбинация знака «Въезд запрещен» и таблички «Полоса движения». В таком случае нужно подчиняться указанным знакам и передвигаться только по разрешенным полосам.
«Сколько и за что» - величина штрафов
Штраф за пересечение трамвайных путей будет зависеть от того, какой конкретно пункт правил нарушен. К примеру, величина штрафа за выезд на встречные пути будет больше, нежели на попутные.

  • Выезд на ряд общественного транспорта, что отделен от дороги сплошной линией разметки карается штрафом в размере 500 рублей или предупреждением. Согласно пункту 12.16 ПДД данный выезд считается нарушением правил, что предписаны разметкой проезжей части.
  • Наказывается штрафом и создание помех движению общественного транспорта в попутном направлении. Такое нарушение чревато штрафом в 500 рублей согласно пункту 12.17 ПДД.
  • Согласно пункту 12.17 (часть первая) нарушением считается остановка автомобиля на путях общественного транспорта. Для города Санкт-Петербурга и Москвы сумма штрафа за данное нарушение составляет 3000 рублей, для остальных регионов – 1500 рублей.
  • Выезд на трамвайный ряд встречного движения считается нарушением правил ДД и карается штрафом в 5000 рублей или же административным взысканием в виде лишения прав на срок от 4 месяцев до полугода (пункт 12.16, часть третья).
  • Нарушением является выезд на трамвайные пути встречного направления для осуществления объезда препятствия. В этом случае, согласно пункту 12.15 части 3 ПДД, предусмотрен штраф от тысячи до 1500 рублей.

Повторное игнорирование правил движения по трамвайным путям карается наказанием в виде лишения прав на срок в 12 месяцев. Если же повторное нарушение будет зафиксировано средствами автоматической видеофиксации, лишение прав может быть заменено на штраф в 5 тысяч рублей.
Особенности движения по трамвайным путям на перекрестке
Двигаться прямо по линиям общественного транспорта разрешено лишь в том случае, если все полосы движения заняты. Касается это разрешение только трамвайных линий попутного движения. Правила движения трамвайных линий на перекрестке имеют свои особенности. Автомобилисту стоит запомнить, в каких случаях нужно уступать дорогу на перекрестке, который регулируется не сигналами светофора, а регулировщиком:

  • Если трамвай и авто стоят на перекрестке, подъехав с одного направления. Полоса общественного транспорта расположена справа, вы собираетесь повернуть направо, а трамвай будет продолжать движение прямо.
  • Трамвай и авто приблизились к перекрестку с одного направления. Пути в данном случае расположены слева, вы и трамвай собираетесь совершить поворот налево.
  • Авто и трамвай стоят на одном перекрестке, подъехав с одного направления. Линии общественного транспорта расположены справа от дороги и трамвай собирается продолжить движение налево. Вы хотите продолжить движение прямо или совершить поворот налево.

Во всех этих ситуациях регулировщик будет стоять к вам левым боком, правая рука будет вытянута вперед. Чтобы не нарушать ПДД, приоритет на перекрестке отдавайте трамваю.
Правила поворота налево через трамвайные линии
Правилами дорожного движения не запрещается совершение поворота налево через трамвайные линии. Для того чтобы совершить поворот, нужно убедиться, что:

  • ряд общественного транспорта расположен слева от авто и находится на одном уровне с дорогой;
  • отсутствует линия разметки, которая может быть расположена справа, слева и посередине от трамвайных линий. Если даже в одном месте нанесена сплошная линия, поворот налево совершать не стоит. Такой маневр может быть чреват штрафом в 500 рублей.

Прежде чем совершить поворот, необходимо занять положение на линиях общественного транспорта попутного направления. Обращать внимание нужно не только на движение трамваев в попутном, но и во встречном направлении. Совершая поворот через встречные линии общественного транспорта, выезд на них стоит осуществлять под прямым углом. То есть, встречные пути трамвая должны оказаться для вас перпендикулярными. Иначе сотрудники ГИБДД могут расценить ваш поворот, как выезд на полосу встречного движения. Что, в свою очередь, наказывается штрафом в 5 тысяч рублей или же другим административным взысканием - лишением прав.
Можно ли совершать обгон и разворот
Если нужно развернуться, здесь действуют правила поворота налево, о которых речь шла выше. Обратите внимание, что разворот стоит совершать под прямым углом, чтобы не дать повода сотрудникам ГИБДД заподозрить вас в нарушении правил – выезде на встречную полосу.
Обгон по трамвайным линиям запрещен. Ведь данный маневр напрямую связан с выездом на встречную полосу. Помните, что движение по встречной трамвайной линии запрещено в любом случае. За такое нарушение предусмотрен штраф. ПДД не запрещено опережение транспортных средств по попутной трамвайной линии. Скажем проще – когда вы стоите в пробке и все полосы движения заняты, вы можете передвигаться по трамвайным рядам попутного направления, если вы не мешаете общественному транспорту и нет иных запрещающих знаков.
Если произошло ДТП на путях – кто виноват?
Рассмотрим ДТП только с участием трамвая и автомобиля. Связано это с тем, что дорожно-транспортное происшествие на трамвайных линиях с участием автомобилей не отличается от любой другой аварии, произошедшей на перекрестке или парковке.
Если произошло ДТП на трамвайных линиях, здесь виновным будет считаться водитель авто. Так как движение по линиям общественного транспорта изначально подразумевает тот факт, что не будет создана помеха трамваю. Но в некоторых случаях виновником может быть и водитель трамвая. К примеру, если общественный транспорт двигался на красный свет светофора или покидал зону депо.
Подведем итог. ПДД не запрещают езду по трамвайным путям, если она осуществляется по линиям попутного направления и не создает помех общественному транспорту. Соблюдая все правила движения, вы не получите штрафа. Но за езду по встречным трамвайным линиям штраф предусмотрен – такой маневр может завершиться лишением прав. Что касается правил передвижения на перекрестке – трамваю лучше отдать приоритет, особенно если вы не знаете, как стоит поступить. Также помните, что движение по попутным линиям общественного транспорта не запрещены, если вы не создаете помех, а вот по путям встречного движения не стоит совершать опережение. Теперь вы знакомы с особенностями передвижения по трамвайным линиям и вооружены информацией о суммах штрафов за выезд на трамвайные пути.. Мы рекомендуем обратиться к профессиоаналам компании "Авто Право" - для получения квалифицированной помощи.



Движение по трамвайным путям регулирует пункт 9.6 правил дорожного движения:

Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

Соответственно, когда заняты все полосы в попутном направлении, разрешено выезжать на трамвайные пути, расположенные слева, и находящиеся на одном уровне с дорогой.

Создавать помех трамваю;

Выезжать на пути встречного направления (лишение прав).

В некоторых случаях вдоль трамвайных путей нанесена сплошная линия . Данная ситуация вызывает много спорных моментов. С одной стороны, движение по трамвайным путям попутного направления разрешено, а с другой стороны разметку 1.1 пересекать нельзя. На сегодняшний день официальный ответ руководства ГИБДД – разметка обозначает край проезжей части. За пересечение данной линии могут вручить штраф за «несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги» - 500 рублей (2015 г.)

В Екатеринбурге на местном телевидении один сотрудник ГИБДД даже пошутил на данную тему, сказав, что сплошная линия обозначает лишь габариты трамвая. Шутку не оценили, а видео разлетелось по интернету.



Бордюр, по сути, заменяет линию разметки и отделяет трамвайные пути от проезжей части. В данном случае работают те же правила, что и в предыдущем пункте.

Сами по себе трамвайные пути двойной сплошной не являются. Однако, между путей иногда рисуют дополнительно данную разметку.

Разворот на трамвайных путях.

Разворот через трамвайные пути разрешен, если: a) не было совершено выезда на пути встречного направления;
b) отсутствует двойная сплошная между путей;
c) отсутствует знак 4.1.1 "Движение прямо";
d) не создано помех трамваю.

Поворот налево с трамвайных путей на перекрестке. Левый поворот на перекрестке, имеющем трамвайные пути с левой стороны должен выполняться с данных путей, если нет знака 5.15.1 «Направления движения по полосам». При этом так же не должно создаваться помех трамваю.

Поворот налево с трамвайных путей и дополнительная секция светофора В данном случае поворот совершается точно так же, как и при обычном светофоре (предыдущий пункт)

Понравилось? Расскажите друзьям!

в подтверждение моих слов:
Езда по трамвайным путям

Каждый день на дорогах мы сталкиваемся с двоякими ситуациями, когда в ПДД написано одно, а на практике выходит другое. В связи с этим мы начинаем публиковать цикл статей, в которых будут рассматриваться спорные ситуации на дорогах. Наша редакция надеется, что читатели впоследствии сами будут присылать вопросы, примеры из водительского опыта на наш почтовый ящик, а мы в свою очередь их обрабатывать при помощи ГИБДД и публиковать. Для начала поговорим о трамвайных путях.

Обычно из-за длинных пробок водители предпочитают пути объезда по трамвайным путям. И вот с этого момента начинаются долгие споры с сотрудниками ДПС. Случаи делятся на две категории. Первая – когда пути расположены на одном уровне с дорогой.

Вторая – когда пути отделены от проезжей части.


Начнем с того, что написано в правилах. Согласно пункту 9.6 ПДД, разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 и 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

Очевидно, что движение разрешено по путям попутного направления, которые расположены слева от проезжей части при отсутствии знаков 5.15.1 и 5.15.2 и помехи трамваю. Однако зачастую железное полотно огорожено бордюрами, железными заборчиками или сплошной линией. В случае со сплошной линией все ясно - ее категорически запрещено пересекать. Но как быть в случаях, когда, например, в каком-то месте забор прерывается? Многие водители используют потом это в качестве оправдания, мол, забора не было, бордюра тоже, вот и заехал. Ответ тут однозначный: это правонарушение.


Причина большинства споров с милицией – это в каком-то роде халатность со стороны властей. Не достаточно четко сформулированы некоторые пункты правил. Есть лазейки в любом законе, которые создают противоречивые ситуации. Давайте немного углубимся в определения. Что такое проезжая часть? Это полотно дороги и прилегающие к нему пешеходные, вело дорожки и обочина. Трамвайные пути, отделенные бордюрами, заборчиками и сплошной линией, вынесены за пределы проезжей части. Выходит, что ПДД не регламентируют движение по этим путям. Все вполне логично. Видимо это придает уверенности водителям, и они нарушают (опять же, исходя из вывода выше не ясно, нарушение это или нет) ПДД, въезжая на трамвайные пути через «дыры» в заборах, низкие бордюры и тд.

Очень ярким примером постоянных споров водителей и ДПС является Шоссе Энтузиастов. Вдоль шоссе проходят трамвайные пути. Они отделены бордюрами и не находятся на одном уровне с проезжей частью. Однако в некоторых местах параллельное расположение трамвайных путей и дороги пересекают примыкающие дороги, за счет чего образуются этакие перекрестки.


Благодаря им появляется возможность въехать на пути для трамвая и соответственно двигаться параллельно пробке. Что делает милиция? Она останавливает машины и выписывает штраф. При чем аргументируют они его следующим образом. ДПС ссылаются на часть 12 ПДД пункт 4. В нем говорится о запрете остановки «на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев». Лично автор данной статьи в этой аргументации не видит никакой логики, если только представить то, что поток машин в пробке движется очень медленно, считайте стоит, что является нарушением, так как, согласно правилам, нельзя останавливаться на трамвайных путях. За это полагается штраф в размере 500 рублей.

Водители же в свою очередь оправдывают свои действия частью ПДД, о которой писалось выше.

Кстати, интересный факт. Работники трамвайных депо, по крайней мере так говорят милиционеры, пытаются бороться с водителями следующими способами. К рельсам привариваются заточенные железные листы, разбрасываются гвозди. Итог: проколотые колеса. Помимо этого выкапываются ямы в трамвайных путях, но это не особо помогает, как показывает практика.

Ситуации бывают разные, как в случае с Шоссе Энтузиастов. Свою правоту можно доказывать долго и, быть может, она будет вполне оправданной, но только в зале суда. У нас так сложилось, что сотрудник ДПС всегда прав. А время свое терять не хочет никто, вот и приходится оплачивать штаф, так сказать, на месте. Или просто заплатить через квитанцию и тихо ругать милицию.

А государство в лице милиции порой провоцирует на нарушение. Где-то забудут повесить знаки 5.15.1 или 5.15.2 и соответственно водители начинают нарушать «смелее». Где-то не освежат цвет сплошной полосы – снова нарушения, дескать, я прав, так как не было необходимого оповещения о запрете. И как итог, споры с ДПС. Тут каждый, конечно, прав по-своему. И водители, которые должны ориентироваться по знакам, разметке, которые порой забывают повесить и начертить, и ГИБДД, которые должны следить за соблюдением ПДД. Если бы были выполнены все элементарные обязанности на дороге со стороны властей, споров можно было бы избежать.

Вывод

Ищем знаки 5.15.1 или 5.15.2, сплошную линию, заборчики, бордюры. Если этого ничего нет, то можем ехать по трамвайным путям, при этом, не создавая помех трамваю и не обгоняя его.

Если есть один из вышеперечисленных запретов, то движение с юридической точки зрения не регламентируется правилами, с практической – это максимум штраф в размере 500 рублей для тех, кто не смог оспорить.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о правилах дорожного движения, относящихся к трамвайным путям, а также к выполнению различных маневров через трамвайные пути.

В частности, будут рассмотрены ситуации, в которых разрешено движение по трамвайным путям , поворот с трамвайных путей, разворот через трамвайные пути, а также штрафы за неправильную езду по трамвайным путям.

Когда разрешено движение по трамвайным путям?

Выезд на встречные трамвайные пути

Движение по трамвайным путям встречного направления в настоящее время наказывается штрафом в размере 5 000 рублей или лишением прав на 4-6 месяцев.

Повторное наказание за то же самое нарушение составляет 1 год лишения прав. Ну а в том случае, если зафиксировано с помощью нарушений, лишение прав будет заменено штрафом в размере 5 000 рублей.

Еще одна ситуация, в которой лишение прав заменяется штрафом, - это выезд на встречные трамвайные пути для . В данном случае речь идет о штрафе в размере 1 000 - 1 500 рублей.

На этом рассмотрение ПДД для трамвайных путей завершено.

Последнее обновление: 7 сентября 2013

Достаточно много спорных ситуаций может возникнуть при движении по городским улицам, оборудованных для передвижения трамваев. Следует понимать, в отдельных случаях штраф за езду по трамвайным путям может составить значительную сумму. Не исключена и возможность лишиться прав на управление автотранспортном.

В каких случаях допускается передвижение по трамвайной линии

Учитывая значительную загруженность городских дорог, действующие правила ПДД допускают возможность перемещение автотранспорта по трамвайным путям. Но только в определенных случаях.

Так, пункт 9.6 ПДД РФ гласит:

Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

Допускается и возможность выполнения левого поворота и разворота через трамвайные пути. Это подтверждается пунктом 8.5 ПДД.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

В любом случае, даже в разрешенных ситуациях, вы должны убедиться в том, что не создаете помех трамваю и другим участникам дорожного движения.

Административная ответственность за езду по трамвайным путям


На практике, чаще всего, накладывается штраф за выезд на встречную полосу трамвайных путей. Учтите, в этом случае вы рискуете и собственными правами. За такое нарушение вы будете отвечать по такому же принципу, как и простой обгон по встречке через сплошную разметку.

Административная ответственность определяется в соответствии со статьей 12.15 КоАП РФ (пункты 3-5).

3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Если нарушении было совершено без выезда на трамвайные пути встречного направления, но с нарушением требований установленных знаков или существующей разметки, тогда вам будут предъявлены претензии в соответствии со статьей 12.16 (пункт 2).



Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Остановка или стоянка на трамвайных путях так же попадает под данную статью КоАП РФ (пункты 4 и 5).

4. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

5. Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Если вы попали в любую из описанных ситуаций, и вам грозит административная ответственность, то вы должны знать следующее.


Профессиональный автоюрист способен детально разобраться в любом случае, проанализировать детали происшествия. Его помочь позволит вам избежать ответственности или снизить размер предполагаемого штрафа. Самостоятельная защита своих интересов бывает эффективной не более чем в 5% случаев. Поэтому доверьтесь специалисту в решении подобных вопросов.