Европа отказывается от дизеля. Почему? Профанация или борьба за экологию? Прощай, бензин и дизель? Что на самом деле стоит за запретом двигателей внутреннего сгорания в ЕС Где и как запрещают дизели

Та настойчивость, с которой самому экономичному двигателю внутреннего сгорания грозят запретом и забвением, давно меня настораживает. Я никогда не питал к дизелям особых симпатий, но полагал, что справедливость должна хотя бы иногда показываться на публике. Пока что ее не видать…

Как это было?

В прошлом году я уже писал про . Повторяться не хочу, но суть такая: чтобы втиснуть дизели в нормы по выхлопам, дымностям и прочим вредностям, нужны миллиарды вложений. Но при этом себестоимость моторов станет такой, что проще их «пристрелить». Чтобы не мучиться.

Есть другое, не столь затратное решение: назовем его враньем. Инженеры-разработчики прекрасно понимают всю надуманность погони за нормами а-ля Евро-10, а потому потихоньку от горлопанов-популистов внедряют в свою продукцию разные «фенечки». Типа подпрограмм для обмана стационарных измерительных стендов. Это когда на стенде двигатель куда-то укладывается и чему-то соответствует, а на воле отключает всю эту лабуду и крутится в свое удовольствие.

Что говорят градоначальники? Они довольны запретами или нет? Скорее, довольны. Вот мнение обер-бургомистра Мюнхена герра Дитера Райтера: «Как бы я ни радовался, если бы обошлось без подобных запретов, я не вижу, как обойтись без них».

Запрет коснется от 133 000 до 170 000 автомобилей. Для справки: всего в Мюнхене зарегистрировано 720 000 автомобилей, из которых 295 000 с дизельными моторами.

А Москва?

Ну, у нас охота на дизеля пока что не объявлена. И вряд ли будет. Вместо нее мне кажется более вероятным запрет на передвижение в отдельных районах любых автомобилей класса ниже Евро-4 - такие разговоры ведутся давно. Да и знаки соответствующие уже, вроде бы, нарисованы.

Впрочем, на эту тему . Паниковать, конечно же, не стоит: мы же в России. И нас не испугать ни новыми знаками, ни дизельгейтами. Кстати, интересно - если дизели все-таки запретят в Европе, то не хлынут ли они к нам? За полцены…

Немецкие города получили право вводить запрет на старые дизельные автомобили. Решение, вынесенное высшим административным судом Германии, поможет резко снизить уровень загрязнения воздуха, сообщает Reuters. Каждый населенный пункт будет принимать решение самостоятельно. И многие, как выяснилось, только и ждали этого решения, чтобы запретить дизелям чадить в историческом центре.

Жители Гамбурга, Штутгарта, Мюнхена и еще семи десятков городов страдают от превышения допустимых норм оксидов азота (NOx), который вызывает различные респираторные заболевания и ежегодно убивает от 6000 до 13 000 человек. Несмотря на жесткое лобби автопроизводителей, немецкий суд разрешил группам активистов-экологов подавать иски против городов, неспособных обеспечить должный уровень чистоты воздуха.

Для того, чтобы уровень выбросов соответствовал европейским стандартам, федеральные земли Германии, города и малые населенные пункты смогут самостоятельно вводить ограничения на эксплуатацию автомобилей с дизельными двигателями. Такое решение Высший административный суд в Лейпциге принял еще в феврале. А с сентября 2018 года оно вступает в законную силу.

В новом 30-страничном своде правил суд четко обозначил, что никакого переходного периода для запрета старых дизельных автомобилей нет. Первым делом в силу вступит немедленный запрет на передвижение по главным дорогам машин, не соответствующих стандарту Euro-6. Из 15 млн автомобилей с дизелями, зарегистрированных в Германии, этому стандарту соответствуют всего 2,7 млн.

Для отдаленных городских районов и небольших улочек суд рекомендовал ввести поэтапный запрет, под который первыми попадут устаревшие автомобили Euro-4. Машины стандарта Euro-5 ждет небольшая отсрочка - на них можно будет ездить до 1 сентября 2019 года. «Эти ограничения ничуть не более жесткие, чем все законы, связанные с безопасностью дорожного движения. И автомобилисты вынуждены их соблюдать», - аргументировал суд.

Новые правила обяжут Volkswagen и других немецких автопроизводителей устранять недостатки в конструкции дизельных двигателей, чтобы свести к минимуму объем вредных выбросов. По данным исследовательской компании Evercore ISI, это обойдется автоиндустрии в $17,1 млрд.

Новые нормативы могут вызвать пагубные последствия для всего немецкого автопрома, а также ударить по репутации правительства Ангелы Меркель, которое нередко обвиняют в тесных связях с отраслью.

Лоббисты автомобильной индустрии призывают города не впадать в крайности и повременить с введением запретов. Учитывая объемы продаж авто с Euro-6 и модернизацию старых двигателей, уровень выбросов NOx вскоре придет в норму и так. Вероятно, в ряде нынешних «грязных» городов локальные ограничения будут не нужны.

Однако выяснилось, что многие города только и ждали решения суда высшей инстанции, чтобы запретить дизельные авто в центре. Так, в Гамбурге уже начали выставлять знаки, воспрещающие проезд автомобилям «старше» стандарта Euro-5. Ограничения вступят в силу в конце этого месяца.

Лондон также рассматривает возможность ввести автомобилей на городских дорогах. Чиновники надеются в скором времени представить график «дней без автомобилей» для каждого района Лондона в 2018 и «более амбициозный план» для города в целом - на 2019. Этот проект - часть масштабной стратегии мэрии по очищению лондонского воздуха от загрязнений, который предполагает перевод общественного транспорта на биотопливо или электротягу, а также превращение центра города в зону ультранизких выбросов СО2.

Экологические зоны в Европе появились под влиянием «зеленых» и (как ни странно) с подачи автопроизводителей. Последним надо было простимулировать покупку гражданами и, особенно, организациями новых автомобилей (особенно, грузовых). А первых заботило то, чтобы автомобили соответствовали новым экологическим стандартам.

Положения об экологических («зеленых») зонах содержатся в правоустанавливающих документах ЕС. Страны-члены ЕС, сами решают, когда, как и где они будут устанавливать эти зоны, будут ли эти зоны постоянными или временными, и определяют прочие условия функционирования этих зон.

Экологические зоны в Европе — это установленные в некоторых районах (городах, территориях) ограничения на въезд в эти районы автомобилей, не соответствующих неким экологическим стандартам (нормам).

Стандарт (максимальное содержание) вредных веществ в выхлопе авто, определяется экологическим классом автомобиля, который большинству известен под названием «Евро» (Евро-3, Евро-5 и т.п.).

То есть, говоря простым языком, суть экологической зоны заключается в том, что если автомобиль не соответствует требованиям по чистоте выхлопа установленным для данной зоны, то на нем нельзя въезжать в эту зону.

За нарушение, разумеется, предусмотрен штраф.

В основном, ограничения на движение автомобилей в экологических зонах направлены на ограничение движения средних и тяжелых грузовиков и автобусов с дизельными двигателями.

«Прицепом» достается и владельцам легковых автомобилей с дизелями. Владельцы автомобилей с бензиновыми двигателями (особенно тех, что поновее, начиная от стандарта Евро-3 и выше), практически не сталкиваются с ограничениями.

Отдельно следует отметить что:

Вне установленных экологических зон, никаких ограничений на использование автомобилей в Европе НЕТ.
Независимо от их класса экологичности, вида используемого топлива, года выпуска и т.п. параметров.

То есть, если вы не собираетесь заезжать в экологические зоны, то катайтесь там (в любой стране Европы) на чем хотите. Хоть на «Студебеккере» тридцатых годов выпуска, хоть на Москвиче-406-м…

Также, нет никаких ограничений на въезд старых автомобилей на территорию стран Европейского союза , вне зависимости от их года выпуска, класса «Евро», вида топлива и тому подобных параметров.

Хотя, разумеется, некоторые требования к автомобилям въезжающим в Европу все же существуют. Об этом подробнее — в заметке по ссылке ниже.

В каких странах есть экологические зоны

В настоящее время (на начало 2019 года), экологические зоны в Европе установлены в Германии, Австрии, Франции, Бельгии, Дании и Испании. В 2020-21 годах также планируется установление экологических зон и в Чехии (вначале эти зоны в Чехии планировали ввести в 2018-2019 году, но пошел перенос сроков).

Всего в Европе насчитывается 108 установленных экологических зон:

  • Германия — 60 зон;
  • Франция — 31 зона;
  • Австрия — 6 зон;
  • Дания — 4 зоны;
  • Испания — 4 зоны;
  • Бельгия — 3 зоны.

Но, ситуация разворачивается так, что в ближайшие годы, это количество будет только увеличиваться.

Надо отметить, что подход к созданию экологических зон во всех этих государствах несколько разный.

Не существует какого-либо единого европейского стандарта в установлении экологических зон и требованиям к автомобилям в них.

Поэтому, с каждой страной, надумавшей ввести у себя экологические зоны, приходится разбираться отдельно.

Как и отмечалось выше, каждое государство само решает, что и как оно будет ограничивать. Внутри же государства, решение о создании экологической зоны на территории области (региона, провинции, земли и т.п.) или ее части , принимается руководством региона или государством.

Решение о создании экологической зоны и о ее границах в рамках города принимает муниципалитет конкретного города.

В Германии, Бельгии и Франции, ограничения в экологических зонах касаются всех автомобилей (и легковых в том числе). В Австрии и Дании, все ограничения не касаются легковых автомобилей, а относятся только к грузовикам и тяжелым автобусам.

В этой заметке представлен общий обзор европейских экологических зон. Более подробные и детальные описания экологических зон по каждой стране, можно найти по ссылкам приведенным в описании отдельных стран.

Категории транспортных средств в Европе

По тексту (в описаниях экологических зон), будут иногда встречаться европейские классы автомобилей (L, M, N). Здесь приводится расшифровка этих классов.

  • М1 — автомобили (кроме грузовых) с массой до 3,5 тонн (автодома массой до 2,8 тонн) и количеством мест до 8 (кроме водителя), т.е. это легковые автомобили и им подобные.
  • М2 — автомобили (кроме грузовых) с количеством мест более 8 и массой от 3,5 до 5 тонн, то есть средние автобусы.
  • М3 — автомобили (кроме грузовых) с количеством мест более 8 и массой более 5 тонн — тяжелые автобусы.
  • N1 — легкие грузовые автомобили, массой до 3,5 тонн.
  • N2 — грузовые автомобили массой от 3,5 до 12 тонн.
  • N3 — тяжелые грузовики и фуры, массой более 12 тонн.
  • L1 — L7 — мопеды, мотороллеры, мотоциклы, трициклы и квадорциклы и прочие виды мототехники.
  • О1 — О4 — прицепы и полуприцепы для автомобилей.
  • Т1 — Т4 — колесные тракторы.
  • С1 — С4 — гусеничные тракторы.
  • R1 — R4 — прицепы и полуприцепы сельскохозяйственные и лесохозяйственные (для тракторов).

Приведенная выше классификация транспортных средств используется во всех странах Европы. Изучая материалы этого сайта касающиеся экологических зон, вы часто будете натыкаться на эти буквы с цифрами.

Для целей автотуризма достаточно запомнить, что легковой автомобиль с количеством пассажирских мест до 8 человек (+водитель) и массой до 3,5 тонн — это категория М1 по европейской классификации.

Экологические зоны в Германии

В Германии, на начало 2019 года, действует 60 экологических зон: две «синие» и 58 «зеленых» (о цветах зон — чуть ниже). Экологические зоны в Германии называются «Umwelt zone» и обозначены специальными знаками.

В большинстве случаев, экологические зоны в Германии расположены в центрах городов, куда запрещен въезд автомобилям не соответствующим экологическим требованиям установленным для данной зоны.

До 2018 года, все автомобили в Германии были разделены на четыре экологических класса: «без класса», «2», «3» и «4», и каждому классу соответствовала экологическая наклейка (плакетка, стикер) своего цвета: красный, желтый, зеленый — соответственно. Самым «чистым» с точки зрения экологии считался «4-й» класс (зеленая наклейка).

В 2018 году были введены два новых класса и две новые плакетки: «5» (светло-синяя наклейка), и «6» (темно-синяя наклейка). Эти классы примерно соответствуют экологическим стандартам чистоты выхлопа «Евро» (с оговорками).





В настоящее время, все автомобили перемещающиеся по экологическим зонам Германии обязаны иметь экологическую наклейку (плакетку) — цветную наклейку на лобовом стекле, с цифрой, обозначающей класс экологичности авто (см. картинку выше).

Плакетка приобретается или через интернет, или в автосервисах уполномоченных проводить технический осмотр автомобилей, и служит до конца срока службы автомобиля, или до момента смены его номера (перепродажи).

Стоимость плакетки — от 5 до 15 евро (цену определяет автосервис). В интернете плакетку можно купить за шесть евро (ссылка на заметку, в которой описан процесс покупки — внизу текста этой части заметки).

Во все «зеленые» экологические зоны существующие в настоящий момент в Германии, разрешен въезд только автомобилям 4-го класса экологичности (зеленая наклейка).

!!! Обратите внимание:
Не автомобилям класса «Евро-4», а автомобилям 4-го класса экологичности — это не одно и то же.

Например, автомобиль с бензиновым двигателем класса «Евро-1» — соответствует 4-му классу экологичности, а авто с дизельным двигателем класса «Евро-3» — нет. Об этом подробнее чуть ниже.

Только в одну зону (Новый Ульм) пока еще разрешен въезд автомобилей с желтыми наклейками (3-й класс).

В «синие» зоны разрешен въезд автомобилям только 5-го и 6-го классов (с синими наклейками).

Но синих зон пока существует только две (в Гамбурге и Штутгарте), и они ограничивают движение только на некоторых улицах внутри этих городов, поэтому, пока на них можно не обращать серьезного внимания.

Правда, с 01 июля 2019 года, должна быть введена в действие третья «синяя» экологическая зона — во Франкфурте-на-Майне, которая будет перекрывать уже весь центр города.

Экологические зоны в городах Германии действуют постоянно (во Франции, например, есть и временные зоны, действующие в зависимости от уровня загрязнения воздуха).

За въезд в экологическую зону без наклейки, предусмотрен штраф в размере 80 евро, причем независимо от того, соответствует ли автомобиль экологическим требованиям для данной зоны, или нет. Нет наклейки — штраф.

При поездках по Германии вне экологических зон, а также при транзитном движении по магистралям — плакетка не требуется (федеральные магистрали выведены из экологических зон).

Для того, чтобы получить зеленую плакетку, легковой автомобиль должен:

Светло-синяя плакетка для легковых авто выдается:

  • для бензиновых машин: Евро-3 — Евро-6b без фильтра Отто (твердых частиц).
  • для дизельных машин: Евро-5, Евро-6b, Евро-6с

Темно-синяя плакетка для легковых авто:

  • для бензиновых машин: Евро-3 — Евро-6b с фильтром Отто, Евро-6с, Евро-6d.
  • для дизельных машин: Евро-6temp и Евро-6d.
  • для прочих машин: электромобили, а так же для автомобили классов Евро-3 — Евро-6d работающие на сжиженном или сжатом газе.

Более подробную классификацию, а также все прочие тонкости приобретения экологической наклейки в Германии, смотрите в заметке по ссылке ниже, там все изложено гораздо подробнее, здесь лишь дан краткий обзор.

В зону запрещен въезд почти всего, что работает на бензине и дизеле, зато, разумеется, разрешен въезд электромобилям, автомобилям работающим на водороде, газе, и т.п. экологической чуши.

При этом, разрешен въезд авто местных жителей (любых) и автомобилей доставляющих продукты и товары. В общем, мечутся поляки. Подробности можете посмотреть по ссылкам чуть выше (используйте переводчик Гугла, он вполне справляется с польским языком).

По результатам работы зоны будут сделаны выводы, а какие последствия наступят, это мы посмотрим в следующем году. Вернусь к этой теме зимой следующего года.

На данный же момент, можно утверждать, что в Польше, в целом, экологических зон пока нет. Катайтесь в этом (2019-м) году еще спокойно. А там разберемся.

На этом, общую заметку посвященную экологическим зонам в странах Европы (Австрии, Бельгии, Дании, Германии, Франции, Испании, Чехии и Польши), а также особенностям движения в экологических зонах, я закончу.

13 декабря Европейский суд общей юрисдикции в Люксембурге подтвердил законность запрета движения дизельных автомобилей новейшего поколения в населенных пунктах Европы, сообщает Deutsche Welle .

Таким образом, суд удовлетворил совместный иск Парижа, Брюсселя и Мадрида, разрешив им оспаривать расширенные Еврокомиссией предельные нормы выбросов оксидов азота.

Своим решением суд частично отменил распоряжение Европейской комиссии от 2016 года, которое регулирует нормы выхлопов продуктов сгорания дизельных автомобилей с двигателями класса Евро-6.

Речь идет о введении в ЕС новой системы тестирования уровня выхлопных газов Real Driving Emissions (RDE), в которой выхлопы измеряются не в лаборатории, как ранее, а в условиях уличного движения. Еврокомиссия повысила максимальные нормы выбросов оксидов азота с 80 мг/км до 168 мг/км на время переходного периода и до 120 мг/км - после него, сославшись на неточности при измерении выхлопов. Суд признал это решение недействительным.

Экологическая организация Deutsche Umwelthilfe приветствовала решение европейского суда. "Тем самым мы получаем поддержку по нашим искам, направленным на поддержание чистоты воздуха. После этого решения более благоприятные шансы будут иметь и иски потребителей против автомобильных концернов", - заявил глава организации Юрген Реш.

По его словам, не позднее 2020 года в городах с особенно высоким уровнем загазованности появятся запреты на движение дизельных автомобилей нового поколения. Он посоветовал потребителям приобретать только машины, производители которых гарантируют соблюдение экологических стандартов в условиях реального дорожного движения.

Как сообщалось в отчете Европейского агентства по охране окружающей среды, уровень загрязнения воздуха в Европе все еще превышает нормы и Евросоюза, и Всемирной организации здравоохранения.

Напомним, в этом году в ряде городов Германии вступили в силу запреты на для автомобилей с дизельными двигателями. В частности, ввели первые ограничения на дизельные автомобили после того, как в феврале Федеральный административный суд Лейпцига разрешил городам и коммунам вводить подобные запреты, чтобы снизить содержание окиси азота в воздухе.