Амортизационные группы основных средств автомобиль. Амортизационная группа: автомобиль легковой

Если на балансе компании есть автомобиль представительского класса, то у бухгалтера возникает вопрос: как выбрать амортизационную группу? Елена Селедцова, эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ДКПО группы компаний "Ю-Софт", знает ответ на этот вопрос.

Термин "автомобиль представительского класса" отсутствует в Классификаторе основных фондов ОК 013-94, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359. Нет его и в Распоряжении ФТС России от 15 августа 2014 г. N 233-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров". Так как же выбрать амортизационную группу?

Определяем класс

Московские налоговики в Письме от 21 декабря 2011 г. N 16-15/123396@ для определения класса автомобиля советуют обратиться к Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359. Согласно этому документу ТС можно разделить на пять классов в зависимости от объема двигателя (см. таблицу 1). Но из классификации видно, что понять, какая машина относится к представительному классу, все равно будет сложно. Сам термин "автомобиль представительского класса" скорее обобщающий.

Таблица 1. Общероссийский классификатор основных фондов

В указанном выше Письме служба согласилась, что порядок определения принадлежности автомобиля к высшему (представительскому) классу ни Классификатор, ни другие правовые акты не устанавливают. В этом случае инспекторы предлагают пользоваться рекомендациями, изложенными в Письме ГТК России от 26 февраля 1997 г. N 04-30/3515 "О классификации автотранспортных средств", согласно которым признаками, отличающими автомобили высшего класса, следует считать репутацию марки, цену, габариты, мощность двигателя (рабочий объем, число цилиндров), разницу между данной моделью и базовой моделью, наличие кузова, изготовленного по специальному заказу, бронированность кузова, форму кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона, наличие дополнительного оборудования.

Таким образом, отнести автомобиль к высшему (представительскому) классу можно путем сопоставления его характеристик с данными других транспортных средств. По мнению ФНС, в каждом конкретном случае данный вопрос следует решать с учетом характеристик конкретной машины.

Но для бухучета и не важно, что авто относится именно к этому типу машин. Главное - правильно определить амортизационную группу дорогостоящего ТС и установить срок полезного использования. Поможет в этом Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, которую можно использовать для бухгалтерского учета (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1). Для наглядности представим информацию в виде таблицы 2. Отмечу, объем двигателя указан лишь в пятой группе (3,5 л), так что этот показатель решающего значения для определения срока полезного использования не играет.

Таблица 2. Амортизационные группы

Амортизационная группа

Срок полезного использования

Наименование согласно Классификации ОС

Коды ОКОФ

Свыше 3 лет до 5 лет включительно (37 - 60 мес.)

Автомобили легковые

Четвертая

Свыше 5 лет до 7 лет включительно (61 - 84 мес.)

Автомобили легковые малого класса для инвалидов

Свыше 7 лет до 10 лет включительно (85 - 120 мес.)

Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса

15 3410130 - 15 3410141

Определяем группу

Из анализа кодов ОКОФ, приведенных в таблице 1, можно сделать вывод, что легковые авто высшего класса, то есть самые роскошные ТС, должны включаться в пятую амортизационную группу. Срок полезного использования автомобилей этой группы составляет от 7 до 10 лет (85 - 120 мес.). Если с этим мы разобрались, то что делать, если автомобиль подержанный?

Согласно п. п. 7 и 12 ст. 258 Налогового кодекса РФ авто, бывшее в употреблении, включается в ту же амортизационную группу, к которой оно было отнесено его предыдущим владельцем. Соответственно, исходя из этой группы определяем срок полезного использования.

Однако здесь есть одна сложность. Если этот срок предыдущим владельцем был определен неправильно, например транспортное средство было отнесено к третьей группе, то лучше исходить из того, что это основное средство пятой группы, а затем уже этот срок уменьшить на период эксплуатации у бывшего владельца. Рассмотрим ситуацию на примере.

Пример. Автомобиль стоимостью 5 млн руб. был ошибочно отнесен предыдущим собственником к третьей группе, машине был установлен срок полезного использования 3 года. Через 2 года транспортное средство продали за 3 млн руб. Оставшийся срок полезного использования - 1 год (12 мес.). Новый владелец списал 3 млн руб. за 12 месяцев, по 250 000 руб. в месяц.

При налоговой проверке было установлено, что изначально автомобиль должен был относиться к пятой группе со сроком полезного использования от 7 до 10 лет. Тогда новый владелец обязан списывать его стоимость в расходы в течение как минимум 5 лет, по 50 000 руб. в месяц (3 млн: 5: 12). За три года, в течение которых налоговики вправе проводить проверку, набирается немалая сумма занижения базы по налогу на прибыль - 1,2 млн руб.: 3 млн - 1,8 млн (50 000 x 12 x 3). Соответственно, недоимка по налогу составит 240 000 руб. (1,2 млн x 20%). Добавим к этим цифрам штраф в размере 20 процентов от суммы недоимки - 48 000 руб. Ну и пени за дни просрочки. Набегает около 300 000 руб., что составляет десятую часть стоимости автомобиля.

Приобретая дорогой представительский автомобиль, важно не ошибиться с определением амортизационной группы. Ведь контролирующие органы и так предвзято принимают расходы по дорогим транспортным средствам, поэтому не стоит давать им лишний повод для уменьшения расходов компании.

5/5 (4)

Амортизация применяется не только при ведении бухгалтерского учета и налоговой отчетности, но и для выяснения того, какой максимальный срок составляет эксплуатация автомобильного транспорта, и какую сумму денежных средств следует предусматривать в смете расходов на техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

07 июля 2016 года Правительство Российской Федерации приняло изменения в Классификационных требованиях к основным фондам, включаемым в амортизационные фонды, вступившие в действие с наступлением 2017 года.

Данные изменения позволяют применить новые подходы к определению срока полезного использования транспортных средств легкового и грузового назначения.

От чего зависит амортизационная группа легковых автомобилей

Согласно принятой в Российской Федерации классификации, легковые автомобили подразделяют на пять классов. Отнесение легкового автомобиля к тому или иному классу транспортных средств происходит, в зависимости от объема его двигателя.

  • к первому классу относятся автомобили, имеющие объем двигателя до 1.2 литра;
  • ко второму классу относятся автомобили, имеющие объем двигателя от 1.2 до 1.8 литра;
  • к третьему классу относятся автомобили с объемом двигателя от 1.8 до 3.5 литров;
  • к четвертому классу – автомобили, у которых объем двигателя превышает 3.5 литра;
  • пятый класс — представительский. Объем двигателя никакого значения не имеет.

Срок полезного использования авто по классам

Принятый с 01 января 2017 года новый классификатор делит автомобили на две амортизационные группы, которые устанавливают полезный срок их использования:

  • первый, второй и третий класс автомобилей относится к третьей амортизационной группе. Для данной группы автомобилей установлен период полезного использования в пределах от 3 до 5 лет;
  • к пятой амортизационной группе относятся легковые транспортные средства, входящие в большой и высший класс. Для данной группы автомобилей установлен период полезного использования в пределах от 7 до 10 лет;
  • транспортные средства в виде автомобилей малого класса, которые используются инвалидами для передвижения, в выше приведенную классификацию не включаются, однако, относятся к четвертой амортизационной группе со сроком их полезного использования в пределах от 5 до 7 лет;
  • транспортные средства представительского класса относятся к высшему классу или классу люкс. Четких критериев для объема двигателя данные автомобили не имеют.

Первостепенное значение имеют:

  • размеры автомобиля: длина от 5 метров, ширина от 1,7 метра;
  • марка автомобиля. К ним относятся автомобили премиум-класса: BMW, Mercedes, Lexus и тому подобные.

К второстепенным показателям относятся:

  • стоимость транспортного средства;
  • вид формы кузова автомобиля;
  • быстроходные качества;
  • наличие или отсутствие бронирования;
  • условия комфортабельности.

Есть определенные транспортные средства, которые по физическим показателям относятся к категории автомобилей высшего класса, но по другим показателям не относятся к премиальным маркам . Поэтому их место — в третьем или четвертом классе легковых автомобилей.

Чтобы отнести легковой автомобиль к категории транспортных средств высшего класса, получите заключение специального эксперта.

Национальная классификация отличается от европейской. Так, в отечественной классификации в качестве основного значения применяется объем двигателя. В европейской же главную роль имеет размер автомобиля.

Например, национальная классификация позволяет узнать класс модели в зависимости от полного названия транспортного средства. Так, в автомобиле ВАЗ 2114 первая цифра 2 отображает класс. Следовательно, объем двигателя может быть от 1.2 до 1.8 литра. Автомобиль относится к малому или второму классу. Сухой вес составляет 900-1000 килограммов.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности

Пример определения периода полезного использования автотранспортного средства

Чтобы показать, как определить период полезного использования автотранспортного средства, возьмите, например, любой не новый легковой автомобиль и произведите расчет срока его полезного использования.

Так, решив приобрести подержанный автомобиль марки Ford Mondeo, у которого объем двигателя составляет целых два литра, примите во внимание возраст автомобиля, а также дату, с которой началась его эксплуатация.

Если предположить, что данный автомобиль был в эксплуатации два года, а по группе амортизации он входит в третью группу, то срок полезного использования нового автомобиля находится в периоде от трех до пяти лет.

От срока амортизации отнимите возраст автомобиля и получите оставшийся срок его полезного использования. Этот срок составит от 1 года до 3 лет.

Как определить срок полезного использования автомобиля б/у

Особый порядок предусмотрен для определения срока и порядка проведения расчета износа в отношении транспортного средства, которое было приобретено в подержанном состоянии.

При таких условиях, срок оставшейся службы автомобиля, определенный с помощью Классификатора, уменьшите на показатель временного периода, в течение которого он подвергался эксплуатации со стороны прежнего владельца .

Время эксплуатации рассчитывается, исходя из данных технического паспорта транспортного средства, а не со слов прежнего владельца.

Кроме того, достоверно установить время предыдущей эксплуатации транспортного средства можно по следующим документам:

  • акт приема-передачи;
  • инвентарная карточка или ее заверенная копия.

В тех случаях, когда срок эксплуатации автомобиля прежним собственником приблизился к значению верхней границы периода, который определяется Классификацией, либо превысил ее, то новый владелец транспортного средств может определить оставшееся время эксплуатации по своему усмотрению. Однако требования, относящиеся к технике безопасности транспортного средства, должны быть соблюдены.

Так, если рассмотреть следующий пример, то выяснится:

  • учредитель внес в уставной фонд предприятия легковой автомобиль, относящийся к третьей группе Классификации. Согласно требованиям нормативных актов, срок его полезного использования составляет в границах 3-5 лет;
  • согласно переданным документам, транспортное средство пребывало в эксплуатации четыре с половиной года.

Вывод: срок эксплуатации автомобиля необходимо устанавливать по усмотрению нового собственника транспортного средства, принимая во внимание срок предыдущей эксплуатации и техническое состояние автомобиля.

В результате анализа изложенных фактических обстоятельств, юридическое лицо приняло решение – установить срок эксплуатации автомобиля, равный 36 месяцам. А это означает, что автомобиль через три года не будет ничего стоить.

Посмотрите видео. Как амортизировать купленный автомобиль:

Когда необходимо применять понижающий коэффициент амортизации

На законодательном уровне установлено, что при покупке дорогостоящего оборудования или объектов применяется понижающий коэффициент износа.

Так, коэффициент со значением 0,5 подлежит применению:

  • в отношении легковых автомобилей, первоначальная стоимость которых превышает 600 тысяч рублей;
  • в отношении микроавтобусов с первоначальной стоимостью выше 800 тысяч рублей.

Следует иметь в виду, что такое требование установлено для ведения налогового учета. А для ведения бухгалтерского учета такое требование не является обязательным.

Кроме того, в результате применения понижающего коэффициента, предельное значение стоимости транспортного средства периодически меняется, и приходит время, когда стоимость транспортного средства становится меньше, чем установленные законом значения. Как быть в такой ситуации?

С точки зрения Министерства финансов РФ, установленный способ начисления амортизационного износа имущества не должен меняться в течение всего срока амортизации. С практической стороны, применение или неприменение коэффициента не влияет на амортизацию имущества.

Таким образом, в результате изменение лимита стоимости транспортного средства, юридическое лицо, являющееся собственником автотранспорта, может принять решение о прекращении применения понижающего коэффициента. Однако такое решение чревато судебными разбирательствами.

Когда применяются повышающие коэффициенты амортизации авто

Законодательством определено, что при амортизации автотранспортных средств может применяться не только понижающий коэффициент, но и повышающий. Необходимость в применении повышающего коэффициента определяется на усмотрение хозяйствующего субъекта и зависит от определенных обстоятельств. Одним из оснований для такого решения является закрепление такой возможности в соответствующем решении юридического лица – внутреннем нормативном акте.

Законодательством предусмотрено, что применение повышающего коэффициента:

  • в значении 2 возможно для автомобильного транспорта, который работает в условиях агрессивной окружающей среды и при повышенной интенсивности;
  • в значении 3, если это касается транспортных средств, полученных на лизинговых условиях. При этом необходимо согласие как лизингодателя, так и лизингополучателя.

Способы начисления амортизации в бухгалтерском учете

Амортизация представляет собой отображение износа автотранспортного средства в денежном выражении. По показателям амортизации можно узнать оставшийся срок полезного использования автомобиля.

Для транспортных средств, которые приобретены не новыми, амортизация применяется в виде:

  • линейного способа, суть которого заключается в том, что за весь период оставшейся эксплуатации стоимость транспортного средства, по которой он был поставлен на балансовый учет, списывается равными частями;
  • способа уменьшаемого остатка, суть которого состоит в том, что норма годовых отчислений рассчитывается путем применения двух показателей: срока пользования и повышенного коэффициента. При этом коэффициент 2 или 3 применяется в зависимости от способа эксплуатации транспортного средства. Начисление амортизации производится на остаточную стоимость автомобиля на начало каждого года. Имейте в виду, что такой способ применяется только к автомобилям, которые переданы на условиях лизингового договора;
  • способа списания стоимости транспортного средства по общему количества лет, в течение которых автомобиль эксплуатировался. При этом норматив амортизационных отчислений умножьте на первоначальную или текущую стоимость транспортного средства.

Кроме того, для материальных объектов применяется пропорциональный метод, когда объем выпущенной или произведенной продукции за текущий год необходимо разделить на предполагаемый срок эксплуатации. Данный способ подлежит применению к первоначальной стоимости материального объекта.

В практической деятельности наиболее часто применяется первый и четвертый способы амортизационных отчислений. Юридическое лицо может в начале каждого года изменить применяемый способ амортизации.

Добрый день! Вопросы: в 2017 году легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе? Данное имущество является льготируемым в г. Москва? Код льготы?

ОКОФ, амортизационная группа и срок полезного использования автомобилей, введенных в эксплуатацию начиная с 01.01.2017, приведены в таблице (Письмо Минфина от 08.11.2016 N 03-03-РЗ/65124).

письмо МинФина

Департамент налоговой и таможенной политики по вопросу о порядке применения классификации основных средств в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2016 № 640 для целей налога на прибыль организаций сообщает.

На основании пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Согласно пункту 1 статьи 258 Кодекса амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 Кодекса и с учетом классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация основных средств).

Налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта увеличился срок его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования основных средств может быть осуществлено в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.

Иных случаев изменения срока полезного использования объекта основных средств, ранее введенного в эксплуатацию (перевода из одной амортизационной группы в другую), положениями Кодекса не предусмотрено.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2016 № 640 в Классификацию основных средств внесены изменения, которые вступают в силу с 01.01.2017.

Учитывая изложенное, в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию после 01.01.2017, следует применять Классификацию основных средств для определения срока полезного использования в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2016 № 640.

В отношении основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.01.2017, применяется срок полезного использования, определенный налогоплательщиком при вводе их в эксплуатацию.

Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации

В 2017 году налогом на движимое имущество ОС, принятое на учет после 01.01.2013 не от взаимозависимого лица и которое не было получено в результате реорганизации. Льгота устанавливалась Налоговым кодексом и применялась на территории всей России без привязки к субъектам, как это стало с 2018 года.

2018 год:

Согласно п. 25 ст. 381 Налогового кодекса РФ от налогообложения освобождаются организации в отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств с 01.01.2013 (за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации организации, ее ликвидации либо от взаимозависимого лица).
Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в НК РФ введена новая статья — 381.1, устанавливающая порядок применения льготы.
Согласно п. 1 ст. 381.1 НК РФ с 01.01.2018 налоговые льготы, указанные, в частности, в п. 25 ст. 381 НК РФ, применяются на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» (в ред. от 21.02.2018) (далее — Закон N 64) предусмотрена льгота по налогу на имущество в отношении движимого имущества, принятого к учету после 01.01.2013 (п. 31 ч. 1 ст. 4 Закона N 64).
Изменения внесены Законом г. Москвы от 21.02.2018 N 4 «О внесении изменений в статью 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 «О налоге на имущество организаций», распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2018, и утрачивают силу с 01.01.2019 (ст. 2 Закона г. Москвы N 4).

В связи с этим организация, зарегистрированная в г. Москве, в отношении движимого имущества, принятого на учет с 01.01.2013, вправе применить льготу по налогу на имущество.

Ответ

Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.

Большая часть легковых автомобилей относится к основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).

В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.

Обоснование

Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).

Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили (легковые малого класса для инвалидов, код ОКОФ 310.29.10.24)

Средства автотранспортные для перевозки людей прочие автомобили легковые большого класса ((с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса, код ОКОФ 310.29.10.24).

Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?

Нормативные документы применяют это понятие (например, ОКОФ, ), но не определяют его значение. В Письме УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@ указывается на отсутствие значение термина "Автомобили легковые высшего класса" и рекомендуется применять Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 "О классификации автотранспортных средств". В то же время, в последнем письме нет четких критериев отнесения автомобилей к тому или иному классу. В нем указывается только на признаки, которые при этом должны быть учтены.

По моему мнению, в отсутствие четкой нормативной базы, можно использовать международную классификацию автомобилей. Всего выделяется шесть классов A,B,C,D,E, F. Из них к высшему классу относится класс F ("люкс", "представительский класс"):

Класс мини (А) - малогабаритные автомобили, длиною не более 3,6 м, и шириною не более - 1,6 м.

Малый класс (В) - малогабаритные автомобили длиной 3,6 - 3,9 м, шириной 1,5 - 1,7 м.

Низший средний класс (С). Длина автомобиля 3,9 - 4,4 м, ширина - 1,6-1,75 м.

Средний класс (D) - длина 4,4 - 4,7 м, ширина 1,7 - 1,8 м.

Верхний средний класс (Е) ("бизнес-класс"). Длина 4,6 - 4,8 м, ширина свыше 1,7 м.

Высший класс (F) ("люкс", "представительский класс"). Длина 4,8 м и более, ширина свыше 1,7 м.

До 01.01.2017

К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, ):

Автомобили легковые ( 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 - 15 3410141).

Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.

Исключение составляют:

Автомобили легковые малого класса для инвалидов ( 15 3410114) - такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) - ( 15 3410130) - такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования - ( 15 3410131) - относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые высшего класса - ( 15 3410140) - относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Подскажите пожалуйста, сомневаюсь к какой амортизационной группе отнести.Легковой автомобиль иностранный 2мил. рублей объем двигателя 2400, мощность 200(147), для руководителя Организации

Срок полезного использования определите при вводе автомобиля в эксплуатацию исходя из срока, в течение которого автомобиль планируется использовать в деятельности, связанной с извлечением доходов и предполагаемых условий эксплуатации автомобиля. Об этом сказано в пункте 20 ПБУ 6/01.

Также срок полезного использования можно определить на основании Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Согласно Классификации основных средств легковой автомобиль включен в третью амортизационную группу. Срок полезного использования объектов этой группы – свыше трех и до пяти лет включительно. Налоговым кодексом РФ регулируется общий порядок определения срока полезного использования объектов основных средств. В частности, установлен диапазон срока, в пределах которого он может быть установлен для актива, относящегося к той или иной амортизационной группе. Конкретный срок полезного использования в пределах утвержденного диапазона предприятие устанавливает самостоятельно (при вводе объекта в эксплуатацию).

Обоснование данной позиции приведено в материалах БСС Главбух для коммерческих организаций:

Автомобили, которые соответствуют критериям основных средств, переносят свою стоимость на затраты через амортизацию.*

Начало и прекращение начисления амортизации

Начислять амортизацию нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль был принят к учету в качестве основного средства (п. 21 ПБУ 6/01). В дальнейшем амортизацию начисляйте ежемесячно независимо от результатов деятельности организации (п. 19, 24 ПБУ 6/01).

Прекращать начисление амортизации нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль выбыл или полностью погасил свою стоимость (п. 22 ПБУ 6/01).*

Приостановление начисления амортизации

Иногда начисление амортизации может быть приостановлено. В частности, амортизация не начисляется:

За период консервации автомобиля продолжительностью более трех месяцев;

За период восстановления (реконструкции, ремонта или модернизации) автомобиля продолжительностью более 12 месяцев.

Такой порядок предусмотрен пунктами 23 и 26 ПБУ 6/01.

Полный перечень случаев, в которых начисление амортизации приостанавливается, представлен в таблице.

Способы начисления

В бухучете амортизацию можно начислять:

Линейным способом;

Способом уменьшаемого остатка;

Способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

Способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Любой из перечисленных способов начисления амортизации можно применять к автомобилям без ограничений. Однако после ввода автомобиля в эксплуатацию изменить выбранный способ начисления амортизации нельзя (п. 18 ПБУ 6/01). Применять повышающие (понижающие) коэффициенты к нормам амортизации можно только при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка. Максимальная величина повышающего коэффициента – 3,0 (п. 19 ПБУ 6/01).

Для расчета амортизации нужно знать первоначальную стоимость автомобиля (восстановительную, если он переоценивался) и срок его полезного использования. Перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства, приведен в таблице.

Срок полезного использования

Срок полезного использования определите при вводе автомобиля в эксплуатацию исходя из следующего:

Срока, в течение которого автомобиль планируется использовать в деятельности, связанной с извлечением доходов;

Предполагаемых условий эксплуатации автомобиля.

Об этом сказано в пункте 20 ПБУ 6/01.

Также срок полезного использования можно определить на основании Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Перечень амортизационных групп, в состав которых включаются автомобили различных категорий, приведен в таблице.*

Сергей Разгулин,

Действительный государственный

Советник РФ 3-го класса

2.Справочник: Амортизационные группы, в состав которых могут быть включены различные категории автомобилей

Код ОКОФНаименование (характеристика) автомобиляИсключаемые коды ОКОФ

Третья амортизационная группа – автомобили со сроком полезного использования

Свыше 3 до 5 лет включительно

15 3410010Автомобили легковые

15 3410130–15 3410141*

3. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»

Третья группа (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно)

Машины и оборудование